Мастер-класс для родителей.
материал (младшая группа)

Чернышева Елена Михайловна

Играем пальчиками - развиваем речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Играем  пальчиками – развиваем речь»

                               Играем пальчиками – развиваем  речь

     Игры с пальчиками  развивают не только  мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигательную память, речь, но и внимание, воображение, творческие способности. Сопровождающие игры тексты в виде стишков, считалочек или песенок параллельно развивают речь, дикцию, активизируют логическое мышление и мозговую деятельность.

                         

Пальчиковые игры                                                                                                            

         В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,

(сгибать пальцы, начиная с мизинцев)

Мы идем грибы искать!

(указательным и средним шагаем по столу)                                                               

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять,

( поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца)

Вышли пальчики гулять!

(указательным и средним шагаем по столу)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередно сгибать все пальцы, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

( сложить руки над головой – крыша).

«Кукла»

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средним  и указательным пальцами)

И играла, и плясала.

(шагают по столу безымянным и средним пальцами)

До чего ж она устала –

(шагают по столу мизинцем и безымянным пальцем)

Забралась под одеяло.

(кладут одну руку на стол, а другой закрывают ее)

«Птицы»

Скоро белые метели

(машут пальцами – «крыльями»)

Снег поднимут от земли.

(сжимают и разжимают пальцы)

Улетают, улетели,

(имитируют взмахи крыльев птиц)

 Улетели журавли.

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка,

Ну а это я.

Вот и вся моя семья!

(руки сжимают в кулак, поочередно разгибают их,

начиная с большого пальца)

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки,

похлопывая друг друга кончиками)

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.                                                                                  

 Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем 
Крепко – накрепко сожмем.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди                                                                  Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

Упражнение для кончиков пальцев.                                                                                          

Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.

Разные движения пальцами.                                                                                                

Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.

Растягивание.                                                                                                                              

 Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

Тренируются весь день 
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!

Вращение пальцев с упором.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.                                    

Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.

Массаж пальцев.                                                                                                                      

Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней.

Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко

Потягивание пальцев одной руки другой рукой.

Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.                                                        

Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.

Упражнение для подушечек пальцев.

Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.

Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.

Растягивание пальцев.                                                                                                

Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Выполняя их регулярно, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.        Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм, готовит руку к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем в школе и во взрослой жизни.  

     

 Литература

1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.

2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Москва, Сфера. 2002.                                                                                                                        3. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург. 2002.

4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО “Издательство АСТ”. 2000

5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...