Игровые методы и приемы на этапе автоматизации.
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Игровые методы и приемы на этапе автоматизации.
Рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.pptx | 2.13 МБ |
konsultatsiya.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. В кабинете учителя-логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит , процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках , скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.
Автоматизация звука в слогах. Прежде всего проводится включение звука в слоги. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки », « Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».
Упражнение « Слоговые дорожки». При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие приёмы и упражнения .
Упражнение «музыкант». « Пропевание слога под музыку» - например, под музыку песни «Вместе весело шагать» проговаривать слоги (СА-СА-СА-СА и т.д.)
Упражнение «Слоговое лото » Цель : автоматизация звука в слогах и словах. Ребёнку предлагаются изображения каких-либо предметов со слогами. При сложении этих изображений (предметов) должно получиться целое слово.
Автоматизация звуков в словах . Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. За одно занятие дается минимум 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно ). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги ( са – сад). Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и игровые упражнения: - «Повтори за мной» (ребёнок за взрослым повторяет слова); - «Назвать слова по картинке»; - «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук (заданный звук в середине слова, в конце слова)).
Упражнение « Рыбалка». В аквариуме находятся «рыбки» на которых прикреплены картинки. С помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем «рыбку». Ребенок называет предмет, изображённый на картинке, определяет «позицию звука в слове».
Упражнение « Выложи дорожку из слов». Цель : автоматизация звуков в словах. 1 . Ребёнок выкладывает дорожку из картинок на заданный звук от животного, в названии которого есть этот же звук до домика. 2 . Выкладывание зёрнышек (бусинок) на дорожку с проговариванием слов на заданный звук.
Автоматизация звука в предложениях. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). У Сани длинные усы. Соня катается на самокате. У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.
Упражнение «Рифмы» Педагог проговаривает первую часть чистоговорки , а ребёнок заканчивает, подбирая последнее слово с автоматизируемым звуком в рифму.
Игра «Живые предложения » В игре участвуют несколько детей. Педагог каждому ребёнку даёт какое-то слово из предложения и предлагает им встать в том порядке, в каком стоят слова в предложении и в таком же порядке каждому назвать свое слово. Водящий проговаривает получившееся предложение полностью.
Упражнение « Волшебный мешочек » Цель . Автоматизация звука “Ш” в словах и предложениях. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Оборудование . “Волшебный мешочек”, сложенный из подарочной бумаги. Прямоугольные полоски картона, на которые наклеены картинки со звуком “Ш” (в начале слова, в прямых слогах, в словах со стечением согласных). Эти полоски вставляются в “Волшебный мешочек”. Описание игры . Педагог предлагает поискать в “Волшебном мешочке” слова, в названии которых есть звук “Ш”. Ребенок вытягивает полоску, называя предметы изображенные на ней. Когда вся полоска оказывается вынутой, педагог спрашивает: “ Что ты нашел в “Волшебном мешочке”? Ребенок: “ Я нашел в “Волшебном мешочке” шапку, шубу, лапшу, подушку, ландыш, шляпу”. Одновременно прижимает пальцы последовательно один за другим к называемым картинкам.
Автоматизация звука в чистоговорках , скороговорках и стихах. Ребенку предлагается повторить или заучить чистоговорки , скороговорки и стихи. Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос. Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус. Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс. У Сони и Сани в сетях сом с усами. В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.
Автоматизация изолированного звука Упражнение « Улитка». Упражнение направлено на отработку длительного и короткого произнесения звуков. Понадябится игровое поле « Улитка» и пять картинок- символов. На игровое поле выкладыватся определенный символ. Педагог дает образец выполнения задания. Ребенок должен добраться до уентра спирали улитки,произнося нужный звук. Палец ребенка движется только при правильном произнесении.
Упражнение «Дорожки». Используются изображения различных животных, насекомых и т.д. Ребёнку даётся задание: дай косточку щенку, посади бабочку на цветок (одновременно произносится автоматизируемый звук).
Упражнение « Полянка». Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ ц] , [ ч] , [ж] . Понадобится игровое поле с изображением цветов. Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание – для звука [ ж] ; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием – для [ ц] и [ч] .
Упражнение « Узоры». Упражнение направлено на автоматизацию изолированного звука. Ребёнок ведёт пальчиком по дорожке (узору), одновременно произнося автоматизируемый звук.
Советы Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру. Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр.
Игра «Загадки» («Узнай по описанию»). Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре. Игра «Чего не стало?». Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями. Игра «Найди ошибку». Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу».
Игра «Что лишнее?». Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Игра «Слова вокруг нас». Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снегоход, снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
Помните ! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда ребёнок будет забывать правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ
2 слайд
Дорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией (поставленных звуков). В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
3 слайд
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
4 слайд
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
5 слайд
Автоматизация звука в слогах.
Прежде всего проводится включение звука в слоги. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».
9 слайд.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и игровые упражнения:
- «Повтори за мной» (ребёнок за взрослым повторяет слова);
- «Назвать слова по картинке»;
- «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук (заданный звук в середине слова, в конце слова)).
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. За одно занятие дается минимум 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).
12 слайд
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
У Сани длинные усы.
Саня катается на самокате.
У Сони новые осенние сапоги.
Оксана спускается с горки на санках.
16 слайд
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Ребенку предлагается повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.
Ас – ас – ас – у нас дома ананас.
Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.
Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.
Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.
17 слайд
Автоматизация изолированного звука.
- Упражнение « Улитка».
- Упражнение « Дорожки»
- Упражнение « Полянка».
- Упражнение « Узоры».
21 слайд
Советы
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру.
Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками.
22 слайд
Игра «Загадки» («Узнай по описанию»).
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
Игра «Чего не стало?».
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
23 слайд
Игра «Что лишнее?».
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Игра «Слова вокруг нас».
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снегоход, снежки, стужа, санки).
В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.
В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.
24 слайд
Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда ребёнок будет забывать правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методов и приемов на этапе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи
Доклад об использовании игровых методов на логопедических занятиях...
Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звуков
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутренн...
Буклет "Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звука"
Буклет, выпущенный в рамках Мастер-класса для педагогов доу Боровского района на тему: «Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звука»...
Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы
laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»
Автоматизация звуков – один из утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых...
ПРАКТИКУМ учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»
ПРАКТИКУМ учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»...
МАСТЕР-КЛАСС учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»
МАСТЕР-КЛАСС учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»....