Занимаемся летом
консультация (старшая, подготовительная группа)

Иванова Елена Александровна

Рекомендации по работе с ребенком в летнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_leto.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Летом играем и речь развиваем!»

   Наступило лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что

в наш технический и скоростной век все меньше времени остается на общение. Ребенок задает свои «почему», чтобы познать окружающий мир, а родителям не досуг на них ответить. Поэтому дети испытывают дефицит эмоционального общения с родителями. Дома общение заменяет компьютер или телевизор. Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

   Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уважаемые родители!

    Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой, на прогулках.

  Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

  Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей.  

   Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.      

   В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.

   Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные летом необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.  

           Даже если названия цветов, кустарников, овощей сложные для ребёнка, всё равно, чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

          Обязательно играйте! Практически на любом наглядном  материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:

         Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи: 

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «мышка». Вы задаёте вопрос: Мышка, бывает какая? Ребенок: Пушистая, маленькая, серая... Вы: Что еще бывает пушистым? Ребенок: Вата, облако, кошка... Вы: Какая еще бывает кошка? Ребенок: Рыжая, разноцветная, злая.. Вы: Кто еще может быть злым? Ребенок: Бага-Яга, собака, мама.. и т.д. 

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

- «Скажи наоборот» (большой – маленький);

- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);  

- «Действие» (что делает?);

- «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего;

- «Птицы и животные» (дикие и домашние). И их детеныши (мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок);

- «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди);

- «Назови ласково»  (птица – птичка, дерево – деревце);

- «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под;

- «Словообразование» (напр.: стол из стекла – какой? – стеклянный).

Играем, развивая фонематические процессы:

- «Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.) с разной интонацией;      

     Артикуляционная гимнастика для мышц щек, губ, и языка – ежедневная игровая тренировка даже летом. Для большинства детей крепкие артикуляционные мышцы – залог красивого звукопроизношения.

   

Развиваем речевое дыхание:

- «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч;

- «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать!  

            Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны. Уделите внимание мелкой ручной моторике. Предлагайте ребенку раскраски, обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно), вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное восприятие. Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша
1. Утюжок 
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу. 
Карандаш я покачу 
Вправо-влево – как хочу. 
2. Добывание огня 
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось? 
3. Догонялочка 
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга. 
Пальчики бегут вперёд, 
И никто не отстаёт. 
4. Горка 
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки. 
5. Волчок 
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. 
По столу круги катаю, 
Карандаш не выпускаю. 

6. Вертолет 
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта. 
Отправляется в полёт 
Наш красавец-вертолёт. 
7. Массаж с прищепками 
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие. 
Кусается сильно котенок – глупыш, 
Он думает: это не палец, а мышь. 
- Но я же играю с тобою малыш! 
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! 
8. Массаж грецкими орехами 
Катать 2 ореха между ладонями: 
Я катаю мой орех, 
Чтобы стал круглее всех. 

Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?

Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать

предложениями.

Читайте художественные произведения.

Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.

Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чем заниматься летом с дошкольниками"

В данном материале дана консультация для родителей о том, как можно развлечь ребенка летом.В какие игры можно поиграть....

Каким видом спорта можно заниматься летом?

Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями....

Советы логопеда "Чем заниматься летом с ребенком?"

   В презентации «Советы логопеда – чем заниматься с ребенком летом», родителям  предлагаются несложные игры для детей – дошкольников.  Это  игры  одновременно...

"Чем мы занимались летом"

Мероприятия, которые проводили в летний период с детьми 1 младшей группы....

Чем заниматься летом с дошкольником

Консультация для родителей "Чем заниматься летом с дошкольником" поможет родителям организовать летний отдых ребенка с пользой. Родители познакомятся с играми и упражнениями, с помощью которых будет р...

Каким видом спорта можно заниматься летом?

В статье рассказывается о том, каким видом спорта можно заниматься летом...