Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей через дидактичекие игры»
консультация

Махова Галина Николаевна

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

 Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы); о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр: предметные; настольно-печатные; словесные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей через дидактичекие игры»

https://www.wallpapertip.com/wmimgs/29-291804_695508-title-holiday-earth-day-wallpaper-full-hd.png

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

 Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы); о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр: предметные; настольно-печатные; словесные.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры мы  используем  с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек»«Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок «Ботаническое лото»«Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?»«Когда это бывает?»«Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.

 «Береги природу» 

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Постепенно убирается одна из картинок, и ребенок должен рассказать, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и не очень поступков сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

 «Природа и человек»

Закрепляет  и систематизирует знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч.

Ход игры: В процессе беседы уточняется знание детей о том, как окружающие нас предметы сделаны (руками людей или  природой), и как человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

 «Природа благодарит и сердится»

Цель: учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе. Материал. Фишки яркие и темные , старичок — лесовичок кукла.

Ход игры. Игра проводится во время прогулки в парк, лес, сквер. Предлагается детей ответить на два вопроса: За что природа могла бы сказать вам «спасибо?»

За что природа могла бы рассердиться на вас?

Необходимым  условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие  игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно- печатных игр.

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a8f/00059c56-bdd2bd71/hello_html_m3e1b1ee4.jpg

Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

 Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников через художественно-эстетическую деятельность»

Консультация для родителей "Экологическое воспитание через художественно-эстетическую деятельность"...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры"

Консультация направлена на ознакомление родителей с ролью датактическмх игр в жизни ребёнка, помогает развить интерес у детей к окружающему миру. В консультации представлены дидактические игры разной ...

«Экологическое воспитание детей через дидактичекие игры»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраств является игра. Сред многообразия игр для дошкольников особое место занимают дидактические игры. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучени...

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

Консультация для родителей:«Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей, через любовь к родному краю».

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии экологической культуры человека. Основным содержанием экологического воспитания в этот период является формирование осознанно-правильного отношения...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

Консультация для родителей                                                ...