Консультация для родителей "Роль развивающих игр, в развитии речи детей"
консультация (младшая группа)
Игра помогает создавать ситуации, в которых самые стеснительные дети раскрываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №42 Приморского района Санкт – Петербурга
Консультация для родителей
«Роль развивающих игр, в развитии речи детей»
Подготовила:
Кулебякина Елена Алексеевна
Санкт-Петербург
2022
Консультация для родителей«Роль развивающих игр, в развитии речи детей»
«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
М.Монтель
Младший возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период малыш получает необходимую ему информацию в основной деятельности — в игре. Игра вводит его в необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов, где он знакомится с их свойствами и качествами. В игровой деятельности происходит общение ребёнка с окружающими людьми, которое способствует формированию его речи. Само содержание игр и игровых упражнений позволит привлечь малыша к совместной речевой деятельности, в которой он будет выступать в роли помощника, взрослый — в роли нуждающегося в этой помощи и направляющего ребёнка на решение созданных им проблемных ситуаций. Развитие речевых способностей малыша целесообразно проводить в обстановке естественного общения партнёров по игре: взрослого и ребёнка, не обязательно сообщать ему о том, что с ним будут заниматься. Любая деятельность требует создания обстановки тепла, доверия, положительного эмоционального настроения, способствующего активизации речи.
Подчеркивая огромную роль игры как фактора психического развития и всестороннего воспитания детей, ещё Надежда Константиновна Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие.
К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативная, в ней много неполных предложений.
Развивающие игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные особенности развивающих игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Развивающие задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения».
Знакомство с окружающим – одно из средств формирования у детей устной речи. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум. волю, чувства.
Е И. Тихеева рассматривает развитие речи детей в тесной связи с их деятельностью. Она пишет: «С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, и запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол».
Известно что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: чашка – стакан – кружка; платье – сарафан; портфель – ранец и т. п.
Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения помогают дидактические игры.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.
В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К.Д.Успенский
Во время проведения игр, необходимо учитывать индивидуальные особенности вашего ребёнка, настроение, желание и возможности.
Главное - чтобы игра была в радость!
Список литературы:
Курицина Э.И., Тарасова Л. А. Игры на развитие связной речи. Москва, «Росмэн» 2007
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва, «Владос», 2003.
Журнал педагогических исследований Том 4 № 4 , 2019
Рубрика: Теория и методика обучения и воспитания.
Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
laquo;Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...
Консультация для родителей "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей".
quot;В пустых стенах реденок не заговорит- заметила в своё время" Е.И.ТихееваНасыщенное групповое пространство , педагоги заботятся в первую очередь о том , чтобы дети в группе могли удовлитвори...
Консультация для родителей "«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация по развитию речи...
Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей: «Пальчиковые развивающие игры и развитие речи детей»
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...