«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.docx | 488.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания.
Роль сенсорного развития.
К основным задачам сенсорного развития дошкольников относятся:
социальная адаптация детей к окружающему миру, развитие у них способности распознавать свои ощущения и правильно реагировать на них;
накопление информации о различных свойствах предметов (размер, цвет, форма, фактура, температура, звук и т.д.);
развитие и тренировка зрения, слуха, обоняния и тактильного анализатора у детей;
формирование у малышей памяти, речи, предметного мышления и восприятия внешнего мира.
Легче и успешнее всего маленькие дети познают жизнь через игру. Главная цель сенсорного развития заключается в знакомстве ребенка с внешним миром и появлении способности свободно ориентироваться в нем. Дети учатся отличать разные предметы друг от друга по весу и форме, знакомятся с их фактурой, учатся слушать и различать отдельные звуки и музыку. У детей увеличивается словарный запас, они могут строить простые и сложные предложения с использованием различных прилагательных и местоимений, начинают понимать значения и смысл слов, их эмоциональную окраску.
Детские игры на развитие сенсорного восприятия учитывают все особенности возраста.
Они включают:
- интересные, но легкие для восприятия сюжеты;
- наличие предметов (кубиков, палочек, фигурок, пирамидок);
- многократные повторения изучаемого в игре материала;
- активные и тактильные виды деятельности (лепка, рисование аппликация и др.).
Игры для тренировки различных видов восприятия (зрения, осязания, слуха) основаны на работе с органами чувств ребенка.
«Поймай зверька»
Ребенка просят закрыть глаза, после этого берут любую плюшевую игрушку и проводят ей по разным частям его тела. Затем его просят определить и сказать, где именно «пробежал зверек» – по руке, ноге, животу и т.д.
Игра достаточно проста в реализации, не требует от родителей большого количества реквизита, предназначена для развития и тренировки осязания.
«Найди пару»
Малышу дают несколько игрушек, которые издают разные звуки, и просят подобрать среди них звучащие одинаково. Игра подходит для тренировки слухового восприятия.
«Волшебный мешочек»
Берут несколько разных мелких предметов (бусины, макаронины, крупу и др.), показывают их ребенку, проговаривают вместе с ним все названия и просят их запомнить. После этого родители просят его отвернуться на несколько секунд, за которые им нужно успеть рассортировать предметы по разным непрозрачным мешочкам. Затем ребенка просят наощупь определить, что именно находится в каждом мешочке.
Игра отлично подходит для тренировки тактильных ощущений.
«Найди заплатку»
Ребенку предлагают на выбор несколько фигур и просят подобрать ту, которая подойдет по очертаниям к контурам вырезанной на бумаге фигуре. Игра тренирует зрение, осязание, логику и пространственное мышление в целом.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент — игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
В моем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использую следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т.д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Сенсорная сфера является важной частью полноценной жизни детей и их общения с внешним миром. Необходимо развивать различные виды сенсорного восприятия на протяжении всего дошкольного периода в простой и понятной для детей игровой форме.
Дома родители могут самостоятельно придумывать игры для сенсорного развитие своего ребенка, желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Материал для консультации брала из разных источников. Меня очень увлекает сенсорика, надеюсь будет вам интересно....
Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей....
Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"
Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....
Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».
Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной в работе....
Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...
"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»
Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...