Консультация для родителей "Изотерапия"
консультация

Буркова Евгения Александровна

Консультация для родителей "Изотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_izoterapiya.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

                       Консультация для родителей
                     «Изотерапия в ДОУ»

Буркова Евгения Александровна,

 воспитатель

высшая квалификационная категория

                Консультация для родителей «Изотерапия в ДОУ».

 Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды. Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля,  способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка. Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания на себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся в внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

Методы изоперапии:

 Методы изотерапии включают пассивную форму - использование готовых произведений искусства, а также активную форму – создание собственных творений.

1.  Изотепия как метод психологической коррекции представляет малышу возможность пережить , осознать конфликтную ситуацию , а так же проиграть какую либо проблему максимально удобным для детской психики способом. В изотерапии применяются самые разнообразные материалы: пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в воссоздании художественного полотна как самостоятельный метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников. Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую сам малыш не понимает , что с ним происходит.

2. Изотерпия в работе с детьми позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает свободно выразить свои чувства, мысли, надежды, мечты, освободиться от сильных переживаний и конфликтов. Изотерапия в работе с детьми часто применяется для снятия стрессовых состояний, психического напряжения, для коррекции страхов и нервозов. Одной из методик изотерапии является проективный рисунок. Эта методика выполняет диагностическую функцию. Ее использую как и индивидуальной и групповой работе. Основной задачей проектного рисунка выступает выявление и осознание трудно вербализуемых переживаний и проблем. Направляя и управляя тематикой рисунков, добиваются переключения внимания, концентрации на значимых конкретных проблемах. Проективное рисование позволяет интерпретировать эмоциональные проблемы и диагностировать затруднения в общении. Эта методика работает с чувствами, которые человек не осознает . Темы рисования могут быть самые разнообразные, например «жизненные ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно», «мой день», « кем я мечтаю стать», « страх».

 Приемы изотерапии.

 К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся:

Марания в буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить» Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей. Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и 4 цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов. Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

 Монотипия. Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с дошкольниками может быть модифицирована: на одном и том же листе можно делать несколько оттисков; «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Рисование пальцами, ладошками. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так 5 как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование по - мокрому листу. Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами. Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.

 Рисование мятой бумагой, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, свечой, пробками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит знаком  вовлеченности в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Техника «Волшебный клубок». Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре. Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения. Занятия с использованием арттерапевтических техник и приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Изотерапия с детьми старшего дошкольного возраста»

Элементы арт технологий и арт терапии очень интересуют специалистов детского сада и родителей. Это кладезь идей! Родители с легкостью могут их использовать дома, на даче, на прогулке. Элементы арт тер...

Консультация для педагогов " Изотерапия в работе педагога"

Сегодня у многих детей отмечается повышенное  беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением  со св...

консультация для родителей изотерапия в работе с детьми - дошкольниками

изотерапия - одно из развитых направлений арттерапии. рисуйте вместе с детьми!...

Консультация для родителей "Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей с ОВЗ" 2020 г.

В узком смысле слова изотерапия - это направление арттерапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых....

Консультация для родителей Тема: «Изотерапия с детьми дошкольного возраста», памятка «Арт – терапия для детей и родителей»

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для ...

Консультация для родителей "Изотерапия с ребенком дома"

Консультация для родителей "Изотерапия с ребенком дома"...