Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей"
материал (старшая группа)

Посохова Надежда Александровна

Консультация для родителей  "Экологическое воспитание детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в детском саду

                                                            Подготовила: воспитатель

                                                               старшей группы Посохова Н.А.

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Задача педагога – заложить  первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни, вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по - хозяйски распоряжаться её богатствами.

Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно — взрослыми и детьми.

Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми в уголке природы, необходимо остановиться ещё на одном важном явлении — педагогическом общении, которое всегда сопровождает взаимодействие педагога с детьми.

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Цель самого экологического воспитания дошкольников как воспитание начал экологической культуры. Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

-образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.
Задачи экологического воспитания.  Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.  Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.  Прививать практические навыки и умения  по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.  Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.  Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Экологическая среда в детском саду — это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения);

- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода животные (недопустимы агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные).

Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или  мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. 
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Литература:

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.   

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» средняя группа...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём. В дошкольной педагогике появлялось новое направление ...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"

Экология -это наука , и произошла она от слова ойкас- дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы живём. И в дошкольной педагогике появилось новое направление воспитания- экол...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей в семье»...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направле...