Почему ребёнок не говорит?
консультация
Родителям нужно знать этапы развития речи детей . И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Все необходимые данные приведены в таблице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_rebyonok_ne_govorit.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ?
Некоторые малыши начинают говорить уже в год-полтора, а другие молчат и в 2года , и даже в 3года. Именно тогда родители и начинают тревожиться: все ли в порядке с ребенком?
Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А всё, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Просто нужно знать этапы развития речи детей. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.
Почему ребенок не говорит?
Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет речевая среда, в которой развивается малыш) и физиологические(связаны со здоровьем).
К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А родители с гиперопекой , угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы, тем самым , лишая кроху мотивации к освоению речи.
К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:
- Нарушения слуха.
- Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
- Нарушение зрения.
- Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
- Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.
Обратить внимание на физиологическую задержку развития речи следует, если в 4 месяца младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в 9 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.
Почему так важно своевременное развитие речи?
Если не принимать мер, то по мере роста малыша набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:
- В 1,5–2 года малыш не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
- В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»).
- В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение.
Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет
Возраст | Голосовые реакции и развитие речи |
2 месяца | Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии. |
3 месяца | Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует». |
4 месяца | Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о». |
5 месяцев | К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее. |
6 месяцев | Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого. |
7 месяцев | Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова. |
8 месяцев | Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение. |
9 месяцев | Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса. |
10 месяцев | Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик. |
11 месяцев | Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения. |
12 месяцев | Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше. |
12-18 месяцев | Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употребляются в именительном падеже в единственном числе. |
18-20 месяцев | Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»). |
20-22 месяца | Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна). |
22-24 месяца | Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?». |
3-й год | Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. |
4-5 лет | Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Почему ребёнок не слушается?"
В памятке кратко приводятся причины детского непослушания, капризов, упрямства и варианты их устранения...
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ГРЫЗЁТ НОГТИ?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Почему ребёнок плохо говорит?
Рекомендации родителям о том, почему возникают речевые проблемы у детей и как над ними работать....
Почему ребёнок говорит неправильно?
Почему ребенок говорит неправильно? От ответа на этот вопрос зависит многое. Как ребенок будет развиваться дальше? В какую школу он пойдет? Каким будет его будущее? И самое главное- что делать с...
консультация для родителей "почему ребёнок дерётся?"
что может быть причиной агрессивного повеления ребёнка...
Консультация «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?» (о значении режима дня в жизни ребёнка)
Часто дети капризничают после выходных или после длительного отсутствия в детском саду (в связи с болезнью или с отпуском родителей). Особенно много капризов бывает в понедельник до обеда....
Педагогический всеобуч "Почему ребёнок становится несговорчивым, а порой и трудным ребёнком"
В жизни ребёнка по мере его развития неоднократно возникают периоды строптивости – своеобразные водоразделы, рубежи, ограничивающие один возрастной этап развития от другого....