Дисциплина. Наказание и поощрение.
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Дисциплина. Поощрение и наказание.
Одна из основных задач родителей - научить ребенка дисциплине. Но к сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного. Одни бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного вовсе не обязательно, и перекладывают эту обязанность на плечи чаще всего воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: "Дети есть дети". Запомните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом. Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля?
Оказывается, только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться.
Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему извне.
Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. Соответственно возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила и порядок нарушить? Почему постоянно жалуются родители и воспитатели? Ответить на вопрос можно так, дети восстают не от правил, а от способов их внедрения. Поэтому можно сформулировать вопрос: как найти путь к бесконфликтной дисциплине ребенка?
Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило первое. Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.
Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.
Правило второе. Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родители прежде всего должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».
Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.
Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтоб направить ее в верное русло.
Правило четвертое. Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье.
Правило пятое. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном. Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.
Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать если ребенок, не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется?
Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан. Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте! Обещали - выполняйте, то есть наказывайте. Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. Наказывайте только за конкретный проступок.
Если ребенок случайно что-то натворил, потому что хотел помочь вам - это повод не для наказания. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен.
Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не существует. Все зависит от возраста ребенка. Часто родители наказывают 4-5 летних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли.
Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наказание и поощрение.
Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....
Родительское собрание на тему: «Несколько слов о наказании и поощрении»
Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье....
о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста
о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...
«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».
Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Наказания и поощрения»
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.Чем разнообразне...
Наказание и поощрение
как сформировать адекватное отношение к наказанию...
Консультация для родителей «Дисциплина. Наказание и поощрение»
Консультация для родителей «Дисциплина. Наказание и поощрение»...