Консультация
консультация (младшая группа)

КОМАНОВСКАЯ ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА

Предварительный просмотр:

                                KОМАНОВСКАЯ ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни                ( из опыта работы воспитателя раннего возраста)

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья детей. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  

В раннем возрасте у детей часто не сформировано представление о своем здоровье и важности его сохранения и сбережения. Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) . Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.

Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с  семьями воспитанников.

      Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети раннего возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается . При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

     Для группы раннего возраста  в процессе формирования здорового образа жизни ставятся задачи :

1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире.

2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно  слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).

3. Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться  на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».

5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

     Для формирования представлений о себе и своем здоровье у детей раннего возраста необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой  сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики. Ленточки, палочки, яркие флажки. Платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.

     Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Развитие движений, воспитание двигательной активности  детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание.  Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур / ниже – 15 градусов/. Они оздоравливают и развивают.

     Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ  осуществляется через НОД, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

     Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки .

     Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие

     Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.

     Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.

Даем детям элементарные знания, чем и почему полезно молоко для детей, прививаем любовь к молочным продуктам.

      Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.

 Особое место  уделяется работе с родителями. С момента поступления в детский сад мы должны строить работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно  адаптироваться и влиться в коллектив. Мы объясняем, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. В нашей группе проходил  краткосрочный проект на тему : «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!» и  «Чистим зубки с детства!» Дети и родители приняли активное участие, получили огромное удовольствие. Благодаря проектной деятельности обхватили проблематику с разных сторон. Смогли помочь молодым родителям систематизировать знания и конечно же заинтересовали их проблематикой сохранения здоровья в современных условиях.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса. 

Цель- разработка индивидуальных маршрутов, траектории развития для каждого ребенка, на каждом возрастном этапе. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучной социализации в детском саду, а значит социальному здоровью. Сейчас  это невозможно.  Это наша ближайшая  перспектива, к которой  стремится наш детский сад. Но уже сейчас для нас актуальна реализация задачи построения ООД на основе здоровьесберегающих технологий, реализация модели двигательной активности и коррекционно-развивающих программ.Специалистами ДОО осуществляется коррекционно- развивающая работа по здоровьесбережению.

Итак, модель двигательной активности, которая включает в себя: ООД по физической культуре, утреннюю и оздоровительную гимнастики, физминутки, динамические игры, пальчиковую гимнастику, музыкально-ритмическую деятельность, спортивные развлечения и праздники, релаксацию.

Расписание ООД в нашем детском саду составлено с учетом дифференцированного подхода к процессу обучения через такую форму, как работа в малой группе. А именно ООД осуществляется по подгруппам: ООД по ФЭМП, развитию речи, конструированию, в некоторых группах и  продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) в расписании делится с физической культурой, музыкой, а также со специалистами : логопедом, педагогом – психологом в рамках реализации вариативной части программы. В режиме дня предусмотрена утренняя гимнастика и оздоровительная ( бодрящая гимнастика после сна). «Тропа здоровья» составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия: это резиновые коврики  , лотки, наполненные галькой, крупой, каштанами и  др.

 В середине ООД воспитателями планируются физкультминутки ( для снятия напряжения и смены динамических поз детей) .Длительность проведения 3-5 минут в зависимости от возраста детей.

Релаксационные минутки . Организуются воспитателями и специалистами перед сном, в режимных моментах, как часть ООД по физической культуре.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

   Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.  

С этой целью в  работе с  детьми педагогами ДОО используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

 Пальчиковая гимнастика регулярно используется воспитателями

для развития речи, мелкой моторики руки в виде физминуток, перед обедом, после дневного сна и других режимных моментах. 1 раз в месяц организуется спортивное развлечение для каждой возрастной группы, физкультурные праздники 2 раза в год.

Ежедневно, для реализации двигательной активности и формированию основ ЗОЖ, во второй половине дня  в режиме дня во всех возрастных группах детского сада предусмотрены динамические минутки. Воспитатели организуют в физкультурном зале подвижные игры и игры с использованием интерактивного пола.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками– создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Это не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Музыкально- ритмическая деятельность входит в вариативную часть программы для старшей и подготовительной группы  и отражена в учебном плане 2 раза в неделю по 25 и 30 мин. соответственно. Для средних групп организуется в виде музыкально-ритмических развлечений  и входит в режим дня 2 раза в неделю.

 Модель физкультурно-оздоровительной деятельности.

В системе содействия укреплению здоровья детей, формированию ЗОЖ у дошкольников мы предусматриваем интеграцию оздоровительных мероприятий в образовательную деятельность, способствующих всестороннему развитию ребёнка при сохранении его здоровья.  Сущность интеграции мы рассматриваем как процесс и результат формирования здорового ребенка в специально организованной деятельности, в условиях образовательного учреждения. Формы работы по данному направлению следующие:

-дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

- массаж, самомассаж, точечный массаж;

- игровые образовательные ситуации, коммуникативные игры;

- «Дни здоровья», беседы по ЗОЖ из серии «Азбука здоровья».

Гимнастика для глаз используется воспитателями и учителем – логопедом  на ООД , как физминутку, после работы с проекторной доской  для профилактики зрительного утомления и предупреждения близорукости.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений: упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Дыхательная гимнастика .На ООД по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике , во второй половине дня, учителем –логопедом на ООД по развитию речи и в индивидуальной работе. Дыхательные упражнения  развивают  ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляют защитные силы организма. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Длительность проведения 3-6 мин., до приема пищи или  через 1 час после приема пищи.

 Массаж, самомассаж, точечный массаж.

Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

 Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица.

Игровые образовательные ситуации по здоровьесбережению.

Цель: формирование КГН, формирование начальных представлений о ЗОЖ. Примеры игровых образовательных ситуаций: «Как мама учила мишку правильно кушать?», «Научим куклу Катю пользоваться салфеткой», «Научим куклу Катю вытираться полотенцем», научим куклу Таню умываться».

Для обеспечения   здоровья ребенка ( физического, психического, социального) необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми.

Позиция "не рядом", не "над", а "вместе", позволяет обеспечить чувство психологической защищенности детей, доверия к миру, радости общения.

Для реализации этой задачи педагогами детского сада ежедневно организуются коммуникативные игры,  направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого , на развитие благоприятной эмоциональной сферы. Примеры : Кукла Катя танцует»,  «Изобрази жирафа», « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». «Клубочек», «Найди друга», «На что похоже настроение» и др.

В комплексно- тематическом планировании предусмотрены «Недели здоровья», «Дни здоровья» организуются 1 раз в квартал, в перспективном планировании воспитателей по познавательному и физическому направлениях развития запланированы беседы по ЗОЖ из серии «Азбука здоровья».

Коррекционно-развивающие технологии

Словосочетание - «арт-терапия» в научно- педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности ребенка средствами художественной деятельности.

 Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, создания эмоционального настроя, что способствует повышению психоэмоциональной устойчивости.

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ: снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы. Проводятся специалистами в конце образовательной деятельности.

Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Игровой стретчинг:
Улучшает настроение
Поднимает самооценку;
Создает ощущение комфорта и спокойствия в целом
;
Повышает общую двигательную активность;
Обеспечивает красивую осанку;
Развивает чувство ритма;
Укрепляет мышцы;

Игровой стретчинг  проводится в форме сюжетно-ролевой или тематической игры.

 Су – Джок терапия как технология является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Опыт работы по использованию технологии су-джок будет представлен воспитателем нашего детского сада  в формате флеш-сессии чуть позже.

Сказкотерапия, пескотерапия .Данные технологии используются педагогом -психологом в индивидуальной и подгрупповой работе.

По мимо наличия современного оборудования и спортивного инвентаря в физкультурном зале, оборудованных спортивной и игровых площадок, в детском саду имеется «сухой бассейн», игры в котором оказывают  положительное влияние  на опорно-двигательный аппарат ребенка.

 При выполнении любых упражнений в сухом бассейне, тело ребенка буквально скользит по шарикам, которые бережно поддерживают позвоночник, снижая давление на него и корректируя правильную осанку. Кроме того, подвижные игры в сухом бассейне еще и очень благоприятно сказываются на дыхательной системе: увеличивается объем легких, укрепляются дыхательные мышцы, быстрее формируется грудная клетка.

Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.

Одним словом, сухие бассейны – это не только безумно веселое развлечение для детей, но и прекрасная возможность регулярно давать им физическую

 нагрузку в игровой форме.

Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна:

• Массажный эффект

• Сенсорный эффект

• Закаливающий результат

• Расслабляющий эффект

• Тренирующий эффект.

Ароматерапия может быть использована при отсутствии у детей аллергической реакции в виде мешочков с травами ( мята, зверобой,лаванда,эвкалипт) или натуральных эфирных масел ( розмарин, апельсин, антипростудной смеси и др.).

Программа по танцевально- двигательной терапии «Я неповторим!». Реализовывается с детьми старшей и подготовительной групп. Музыкально-ритмическая деятельность проводится  2 раза в неделю. В тематическом планировании выделены следующие блоки:

«Разные настроения»;

«Учимся выражать свои эмоции»;

«Делимся чувствами»;

«Зачем нужен этикет?»;

«А мы ямку обойдем (преодоление препятствий)»;

«Самопознание».

Остается актуальной задача по разработке инструментария для отслеживания динамики развития ребенка по физическому направлению, мониторингу эффективности здоровьесберегающей среды .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....