Консультация для родителей и педагогов.
консультация (старшая группа)

Жеребцова Юлия Яковлевна

Стоит ли обучать ребёнка чтению рано? Позиции за и против. Мнение по этому вопросу специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stoit_li_uchit_rebyonka_gramote_rano.docx145 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее обучение ребёнка чтению.

За  или против?

В последнее время появилось много публикаций по поводу раннего обучения детей чтению. Существуют центры и детские сады, которые ставят эту задачу во главу угла. Например, некоторые детские сады пропагандируют раннее обучение чтению. Вот выдержки из рекламы этих дошкольных  учреждений.
Среди положительных аспектов раннего обучения чтению можно выделить следующие:
• Активное развитие левого полушария мозга, отвечающего за логическое и символическое мышление.
• Формирование волевого компонента.
• Повышение уровня общего умственного развития.
• Стимулирование способностей к процессу обучения и получения новых знаний.
• Развитие вербального интеллекта и расширение словарного запаса.

❓Интересно, на мнение каких педагогов, методистов, психологов, лингвистов опираются педагоги этого учреждения? Знакомы ли они с трудами Д. Б. Эльконина, Р. С. Немова, Т. В. Черниговоской?
Татьяна Владимировна Черниговская считает, что важно обучать ребенка чтению вовремя. Она пишет:
«Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: “Я своего сына в два года начал учить читать”, я отвечаю:  Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете — он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Кому это нужно больше? Ребенку или тебе? Для ребенка всё должно быть в срок. Сначала игры с мишкой, книжки с картинками, а после уже чтение. А родителям это чаще всего нужно, чтобы похвастаться, что их чадо в свои-то два годика уже умеет читать. С детским мозгом нужно работать, развивать, а не забивать кучей информации, которую он еще не может усвоить».
Что касается детей с нарушениями речевого развития, то обучать их грамоте раньше четырех-пяти лет, конечно же, не стоит.

❓Что нужно помнить при обучении ребенка грамоте?
• Стоит приступать к обучению грамоте только тогда, когда малыш сам захочет познакомиться с буквами и научиться читать. Помните, что для этого нужно воспитывать культуру чтения у ребенка. Вы не забываете почитать своему сыну или своей дочери на ночь каждый день?
• Нельзя принуждать дошкольника к обучению грамоте, закладывая тем самым почву для нелюбви к учебе вообще и к школе в дальнейшем.
• Обучение дошкольника грамоте должно проходить в игровой форме.
• Никогда не следует высказывать свое разочарование малышом и его достижениями при обучении грамоте.
• Ребенка можно знакомить только с теми буквами, которым соответствуют звуки, правильно произносимые им. Ни в коем случае нельзя знакомить ребенка с буквами Рр, Шш, Лл и т.д. если он пока не освоил правильного произношения звуков, соответствующих этим буквам.
• Нельзя закреплять неправильное произношение звуков ребенком при обучении чтению, так как это может спровоцировать нарушения письменной речи (дисграфию, дислексию). Именно это часто становится одной из причин неуспеваемости ребенка в школе.
• По этой причине все буквари и азбуки, в которых буквы, соответствующие звукам позднего онтогенеза (Рр, Лл, Шш, Жж, Сс, Зз, Цц, Чч, Щщ), предлагаются в самом начале курса обучения, не подходят для обучения дошкольников. Или подходят только для тех дошкольников, которые к моменту занятий идеально правильно произносят все звуки родного языка (в норме дошкольник полностью овладевает звуковой стороной русского языка только к шести годам).
• Для обучения дошкольников грамоте подходят только те буквари и азбуки, в которых порядок изучения букв представлен в соответствии с развитием речи ребенка в норме, с порядком появления звуков в речи.
• Букварь или азбука, которые вы выбираете для ребенка, должны быть подготовлены педагогом, методистом, знающим методику обучения дошкольника грамоте и предлагающим вам правильный порядок изучения букв и правильные приемы обучения ребенка грамоте. Не поленитесь найти сведения об авторе книги, которую вы выбираете.
• Следует называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними.
• С правильными названиями букв алфавита стоит познакомить ребенка перед поступлением в школу, когда навык чтения у него уже будет сформирован.
• Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза стоит только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.
• В ребусы, кроссворды, изографы следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
• Не стоит предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными звуками (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не стоит давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях. Лучше сказать, что это он узнает в школе.
• Взрослому стоит помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: снег – [cн’эк], мороз – [марос] и т.п. Поэтому не следует предлагать ребенку определять место звука [г] в слове снег и место звука [з] в слове мороз. Там этих звуков просто нет. Следует правильно вбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или середине слова.
• Не нужно убеждать ребенка в том, что в начале слов очки, орех, окно слышится звук [о]. В начале этих слов мы слышим звук [а]. В данном случае написание слов расходится с произношением. Звук [о] слышится в начале слова только в ударной позиции (окунь, ослик, обруч).
• Точно также мы не слышим звука [э] в начале слов экскаватор, электричка, экскаватор. Звук [э] слышится в начале слов только в ударной позиции (эльф, эму, Эля).
• С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке. Ребенок прочитал слово кот. Пусть объяснит, кто это, расскажет, что он знает о коте. Затем читает предложение, подкрепленное картинкой. Также рассказывает, о чем прочитал.

Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...