Мастер-класс для родителей
методическая разработка

Никулина Наталья Николаевна

Привлечь внимание родителей к речевым проблемам детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvivaem_fonematicheskiy_sluh.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

« Развиваем  фонематический слух. Словесные игры для детьми»

Цели: привлечь внимание родителей к речевым проблемам детей.

Задачи:- познакомить родителей с группами словесных игр и с упражнениями, развивающими фонематический слух у детей;

- обыграть словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха, словесные игры, презентация

1. Вступительная часть

 «Вся наша жизнь – игра»

Б. Грасиан


Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве? ( В волшебство)

Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, – который не потерял в себе волшебника!

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т. п.).

Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.

Развитие фонематического слуха необходимо начинать с неречевых звуков.

Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы.

«Ушки-слушки»

Логопед  за ширмой пересыпает крупу, стучит ложкой о чашку, рвёт бумагу, режет бумагу ножницами, мнёт бумагу, переливает воду.  Педагоги  угадывают действия логопеда и объясняют, что слышали.

« Где звенит»

1. Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Задача: закрепление знания гласных звуков.

Ребенок слушает цепочку из гласных звуков: а о у а о и а о и о. Услышав звук «А»,  ребенок бросает мяч об пол, ловит его и произносит звук «А». Затем игра повторяется на другой гласный звук.

2. Игра «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой».

Задача: закрепление умения выделять слова с заданным гласным звуком из ряда других слов.

Ребенок слушает слова: аист, осень, иней, сыр, мак, мох, мыло, сад, суп, сыр, сом, сад. Услышав звук «А», ребенок подбрасывает резиновый мяч над головой и ловит его.

5. Игра «Мяч передавай – со звуком «О» овощи называй»

Задача: закрепление умения выделять слова с заданным гласным звуком  из ряда других слов.

Ребенок и взрослый  передают друг другу тканевый мяч и называют  овощи, в названии которых есть звук «О»: огурец, морковь, картофель, чеснок, кабачок, помидор, укроп.

7. Игра «Я – слог, ты – слог, получилось слово, дружок!»

Задача: закрепление умения добавлять слог до слова.

Взрослый говорит: - Я произнесу первую часть слова, ты – вторую. Например: ша-ры. Взрослый  бросает тканевый мяч  и говорит первый слог слова. Ребенок ловит мяч, бросает обратно, называя целое слово. Можно бросать резиновый мяч ударом об пол. Са – ды. Са-дик. Ры-ба. Ры-бак. Ма-ша. Ма-ма. Ми-ша. Мис-ка. Му-ха.  Ко – ты. Ко-тик. Ва-та. Во-да. Ван-на.

10. Игра «Умный мячик»

Задача: формирование навыка анализа прямых и обратных слогов.Взрослый бросает резиновый мяч ребенку и произносит слоги. Например: та, то, ту, ты, тэ, ат, от, ут, ыт, эт. Ребенок называет первый и второй звук или произносит звуки наоборот, меняя их местами.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.
  • 6. Поймай слово.
  • Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
  • 7. Разбросай слово.
  • Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
  • 8. Крестики – нолики
  • Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.
  • Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
  • А

Х

О

Х

Х

Х

Х

О

Х

О

  • Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

 Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Предлагаемые словесные игры будут полезны  дошкольникам с речевыми и другими проблемами. Словесные игры помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями, активизируют процесс извлечения из памяти, будут способствовать развитию внимания, ассоциаций, а также логического мышления. 

Развитие понятийного мышления

«Закончи  предложение»

Лимоны кислые, а сахар …

Собака лает, а кошка …

Ночью темно, а днем …

  1. Трава зеленая, а небо …

Зимой холодно, а летом …

Ты ешь ртом, а слушаешь …

Утром мы завтракаем, а днем…

Птица летает, а змея …

У человека две ноги, а у собаки …

Птицы живут в гнездах, а люди …

Зимой идет снег, а летом …

Ты читаешь глазами, а пишешь …

Из шерсти вяжут, а из ткани …

Балерина танцует, а пианист …

Дрова пилят, а гвозди …

«Угадай, какое слово лишнее? Почему?»

Кресло, диван, кастрюля, стол

Волк, медведь, корова, белка

Лошадь, заяц, кошка, собака

Бабочка, стрекоза, муха, воробей

Окунь, лягушка, карась, щука

Клен, дуб, ромашка, береза

Апельсин, мандарин, капуста, груша

Утро, лето, зима, осень

Колбаса, творог, сыр, молоко

Яблоко, слива, огурец, груша.

Молоко, творог, сметана, хлеб.

Час, минута, лето, секунда.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, шапка, рубашка.

Береза, дуб, земляника, сосна.

Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

«Чья голова?»

Образование притяжательных прилагательных.

У вороны голова – воронья.  У лисы - лисья

У оленя – оленья. У рыбы – рыбья.

У рыси – рысья.   У собаки – собачья.

У кошки – кошачья. У птицы – птичья.

У сороки – сорочья.  У овцы – овечья.

У зайца – заячья. У белки – беличья.

У кролика – кроличья.  У медведя – медвежья.

У верблюда – верблюжья. У тигра – тигриная.

У лошади – лошадиная. У курицы – куриная.

У утки – утиная. У голубя – голубиная.

У лебедя – лебединая. У орла – орлиная.

Научить ребенка определять

предмет по названиям его составных частей.  

Кузов, кабина, колеса, руль, дверцы, мотор – груз.машина

Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни – дерево      

Лоб, щеки, брови, подбородок, нос, губы, ресницы, виски - лицо.

Воротник, петля, манжет, пуговица, карман - одежда

Ножки, сиденье, спинка-стул

Клюв, хобот, когти, перья, хвост, грива, шерсть - животные

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя – корова

Пол, стены, потолок – комната

Дно, стенки, крышка, ручки – кастрюля

Крылья, кабина, хвост, мотор – самолет

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, крыша – дом

«Сочиним сказку»

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады!

Рисуем и запоминаем сказку  или расскажи сказку

Игра на развитие зрительно-слуховой, ассоциативной памяти на материале сказок.

— Сегодня мы будем пересказывать небольшие истории с помощью пиктограмм.

У одной хозяйки мыши (пиктограмма-мышь) съели в погребе сало (пиктограмма – сало). Тогда она заперла в погребе (пиктограмма кота). Кошка съела и (сало), и (мясо), и (молоко).

Словесные игры – замечательное средство привить детям любовь к родному языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству. Главное — правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...