Одаренный ребенок
статья

Сарандаева Светлана Николаевна
Статья о трудностях и проблемах, которые возникают у одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одаренный ребенок33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Смотреть исходное изображение

Автор: Сарандаева С.Н., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 18»

Одаренный ребенок. Проблемы и трудности.

Детская одаренность- одно из самых уникальных и интересных явлений человеческой психики. Возможно поэтому само упоминание о ней вызывает чувство тревоги, внутреннего напряжения у многих педагогов и родителей.

Многие ошибочно считают, что ребенок, который опережает своих сверстников по умственным способностям, должен быть успешнее и более счастливее, чем другие дети, и учеба будет даваться ему легче. На самом деле все обстоит совершенно по-другому. У ребенка с ранним умственным развитием возникают свои психологические проблемы и трудности в детском коллективе, в семье. Детей, которые опережают темп развития, трудно учить и трудно воспитывать. Они чаще других детей бывают нетерпеливыми и порывистыми, более остро реагируют на окружающее. Более развитые дети являются так называемыми «возмутителями спокойствия» в детском саду. Такие дети всеми силами пытаются полностью завладеть вниманием взрослых. Конечно педагогам не нужно излишне им потакать. Но и не следует подавлять их. Психологи считают, высокий уровень активности благоприятно влияет на интеллект детей и наоборот, если ребенок вял, пассивен, безынициативен тормозится умственный подъем. Даже небольшие ошибки одаренный ребенок ощущает как личную трагедию и катастрофу. Он настолько сильно восприимчив, что чувствует не только слова, но и интонацию. Любое слово им может восприниматься как критика в свой адрес и может вызвать чувство вины, и ребенок начинает сильнее переживать, чувствует себя отверженным, и это сильно занижает самооценку ребенка. Такие дети особо болезненно реагируют на всякую несправедливость, пытаются их исправить, вовлекая при этом окружающих, мечтая, чтобы всем было хорошо. И в то же время одаренные дети неосознанно могут унижать тех, кто рядом, не понимая того, сто другие дети воспринимают окружающее по-другому и не настолько одарены, как они. Но главная проблем одаренного ребенка- общение его со сверстниками, которых он намного опережает, как будто бы их отделяет пропасть и эту преграду невозможно преодолеть.

Незаурядность ребенка, порывистость, ершистость отталкивают от него сверстников, среди которых почти нет друзей. И, ощущая себя отверженным среди детей, такой ребенок может разочароваться в себе или находит способ приземленности своих талантов и, чтобы привлечь внимание к себе, становится шутом и клоуном. И все же используя такой способ привлечения внимания ребенок воспринимает себя не самим собой, и конечно же этот образ начинает его угнетать. И опять ребенок- один среди сверстников, как одиноко стоящее дерево. И снова он мечтает, чтобы рядом с ним кто-то был. Некоторые одаренные дети, которым взрослые внушили, что они исключительные, гениальные демонстративно могут ставить себя выше сверстников, а они начинают его отвергать. Поэтому такие дети оказываются в своеобразной изоляции и им не хватает общения с другими детьми, и им приходится иногда восполнять его взаимодействием со взрослыми. Очень часто одаренному ребенку мешает собственный перфекционизм, он старается сделать все идеально, ставит перед собой высокие стандарты, тратит на это много времени и сил, у таких детей наблюдается «синдром отличника». Такие дети часто заранее испытывают cтрах и беспокойство по поводу еще несовершенных ошибок. Если же у него не получается достигнуть максимальных результатов в своей работе, у него могут появиться головные боли, расстройство питания и даже невроз. Одаренным детям характерно опережающее развитие, то есть опережение сверстников по ряду психических параметров, но при этом он может иметь средние способности по некоторым предметам. Обычно такой ребенок отстает в физическом развитии. Часто заметна большая разница между высоким интеллектом и деятельностью, при выполнении которой необходимо хорошо владеть руками. Часто руки отстают от головы, и поэтому сверстники, которые опережают ребенка в физическом развитии, у которых хорошо развита тонкая моторика, могут насмехаться и грубо шутить над таким ребенком. Родители одаренных детей перегибают палку, стараются выдавить максимум из факта одаренности своего ребенка. Они стараются развить все способности своего ребенка и довести каждую из них до совершенства. Уже в дошкольном возрасте родители стараются вести обучение своего ребенка по всем сферам деятельности: это и обучение языкам, занятия музыкой, изобразительным искусством, спортом. У перегруженных занятиями малышей совсем не остается свободного времени для игр, полноценного отдыха, что не может считаться нормальным с психологической точки зрения. Чрезмерные амбиции взрослых, которые ждут от своих детей только высокие результаты, иногда приводят к отрицательному результату, малыш может отказаться заниматься чем-либо еще помимо игры. Таким образом, одаренность полезна для общества, но только не для самого ребенка и его близких, так как приносит массу проблем. Растить одаренного ребенка большой труд и большая ответственность. Очень важно для ребенка чтобы родители его хвалили, поддерживали, помогали сохранить интерес к занятиям. Нужно объяснить, что спокойное отношение к собственным талантам поможет наладить отношения со сверстниками. От взрослых зависит дальнейшее развитие и преумножение талантов ребенка, а также сохранение его индивидуальности. Они в ответе за поддержку его психического здоровья, формирование нормальных отношений с миром и людьми, населяющими его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренному ребенку- одаренный педагог!

Самое важное условие успешности одаренного ребенка — слаженные действия всех педагогов и родителей. Наиболее значимая роль отводится личности и профессиональным качествам самого педагога. Какие ...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"

В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...