Консультация для родителей "Застенчивый ребенок"
консультация

Димитрюк Наталья Владимировна

Предложенная консультация поможет родителям найти ответ на вопрос - Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematich.konsultatsiya_kak_pobedit_zastenchivost.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как победить  застенчивость?

Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе. Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Одна из важных причин, почему ваш ребенок не может найти настоящего друга в среде сверстников, – чрезмерная застенчивость. Бывает, что даже доверчивые дети, добрые, искренние, потенциально готовые к общению, не могут преодолеть психологический барьер и нормально общаться с ребятами близкого возраста. Как помочь ребенку преодолеть этот барьер, научить свободно общаться со сверстниками?

Не привязывайте ребенка к себе. Конечно, очень приятно ощущать свою нужность этой милой крохе, упиваться ее любовью, ее желанием всегда находиться рядом. Но такая привязанность может привести к формированию нежизнеспособной личности, идущей на поводу у более сильного, прячущейся от решения любых возникающих проблем.

Родителям важно усвоить, что общение со сверстниками и другими детьми так же необходимо дошкольникам, как и с членами собственной семьи. Если пребывание в кругу семьи дает чувство собственной значимости, то общение с детьми стимулирует развитие личности. Чтобы из вашего малыша вырос полноценный человек, не лишайте его ни того, ни другого.

Родителям необходимо понять, что для ребенка очень важно хоть иногда приглашать гостей к себе домой. Самоутверждение необходимо в любом возрасте, а какое место для этого самое подходящее? Где он может похвалиться чистотой и порядком своей комнаты, коллекцией вкладышей или наклеек от жевательной резинки, многообразием игрушек? Где он может показать своего любимого щенка или котенка, которого ему подарили на день рождения? Все это повышает авторитет малыша в глазах других, а следовательно, способствует его открытости, обретению уверенности в себе.  Игры дома не менее необходимы, чем игры на улице. Следует, конечно, заранее договориться с малышом, что после ухода гостей в комнате будет такой же порядок, как и до их визита. А если в доме кто-то болеет, объясните, что для забав желательно выбрать спокойные занятия: отгадать загадки, поиграть в настольные игры. В общем, при разумном поведении родителей ребенок не будет вести себя неправильно.

Важно, чтобы он понял, что его интересы уважают, как и интересы других членов семьи. Если он будет видеть такое отношение и к себе, и к окружающим с самого раннего возраста, он вырастет человеком, способным проявить внимание и сочувствие к тем, кто будет окружать его. Это, в свою очередь, поможет ему находить общий язык и в школе, и в дальнейшей жизни, ведь внимательные, чуткие люди всегда являются душой общества.

Поэтому стоит придерживаться следующих нехитрых правил.

1. С самого раннего возраста старайтесь создавать такие условия, чтобы у вашего малыша была постоянная возможность общения с ровесниками. Чем реже контакты со сверстниками, тем меньше вероятность обзавестись друзьями. Ходите в гости в семьи, где есть дети, приглашайте соседских ребятишек к себе домой, устраивайте праздники, предоставляя малышне возможность проявить свою инициативу, выдумку, способности.

2. Не опекайте чересчур детей, не подавляйте их волю. Почаще предоставляйте возможность действовать самостоятельно.

3. Помогите ребенку завести постоянного партнера по развлечениям из числа соседских мальчиков и девочек. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Поймите, что даже самые теплые отношения с родителями не заменят малышу общения со сверстниками.

4. Не будьте сторонним наблюдателем, когда ваш сын или дочь общается с другими детьми. Старайтесь устанавливать между ними дружеские контакты, включаясь в игру на правах участника. Если требуется срочное вмешательство, например если между детьми возникла ссора, выступите в роли «миротворца»; если вдруг разладилась игра, возьмите инициативу в свои руки, постарайтесь заинтересовать детей в ее продолжении, предложите что-нибудь новое, более интересное.

5. Не переусердствуйте, помогая в играх и забавах. Если каждый следующий поступок сына или дочки будет подсказан вами, каждая игрушка изготовлена вашими руками при их пассивном участии, а игра задумана не ими, а вами, эти старания пойдут малышу не на пользу, а только во вред. Вместо заинтересованности возникнет тупая и беспросветная скука, а в результате – безволие, несамостоятельность, неверие в свои силы, чрезмерная податливость посторонним влияниям, рабская зависимость от более сильного человека, а следовательно – невозможность полноценного общения.

6. Играйте, веселитесь, шалите с ребенком «на равных».

7. Придумывайте вместе с ним различные истории, главными действующими лицами которых будут он сам и его товарищи. Пусть эти истории носят поучительный характер.

8. Учите малыша не только играть в игры, придуманные вами, но и создавать на их основе свои. Помогите ему научиться толково объяснять правила игры, в которую он играл или придумал, и организовать ее.

9. Учите его открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерики и обиды.

10. Пореже меняйте привычный круг общения детей (группу в детском саду, например), так как частая смена коллектива отрицательно скажется как на застенчивом, так и на ребенке с задатками лидера. Если же по объективным причинам это все-таки пришлось сделать и ваш малыш долго не может привыкнуть к новому коллективу, «раскрыться» в обществе новых приятелей, придумайте что-то такое, что привлечет к нему внимание ребятишек (организуйте чаепитие с играми и конкурсами, купите книжку с яркими картинками, заведите котенка...).

11. Поощряйте за стремление к общению со сверстниками, за прекрасные отношения с ними. Приветствуйте и поддерживайте эти качества. Похвала родителей – прекрасный стимул для каждого малыша.

12. Больше бывайте с ребенком на улице, во дворе, чтобы с самого раннего возраста он мог привыкнуть к тому, что живет среди людей и что общение с ними не необходимость, а приятное времяпрепровождение. Именно во взаимоотношениях с друзьями раскрываются лучшие человеческие качества. Находясь с самого раннего возраста в окружении разных людей, ребенок проще смотрит на новые знакомства, привыкает к тому, что широкий круг приятелей – это естественно для нормального человека.

13. Не ругайте его за то, что он сторонится общества детей, предпочитая быть с матерью, бабушкой, близкими. Не давите на него. Это вызовет лишь обратный эффект, и ребенок замкнется в себе. Пойдите другим путем – помогите ему влиться в игру, примите для начала участие в ней, а потом, когда он увлечется, постарайтесь незаметно «исчезнуть» из поля его зрения.

14. Ненавязчиво, но часто рассказывайте сказки, истории – выдуманные или происходившие в действительности – о прекрасной дружбе, о том, как люди помогают друг другу в беде, кого можно считать настоящим другом. Истории эти должны быть просты для восприятия и понимания малыша, с прозрачным смыслом и наводить его на мысль, что у каждого человека должен быть хотя бы один настоящий друг, с которым интересно играть, делиться секретами, помогать ему: «Такой друг не даст тебя в обиду, но и ты должен его защитить, если потребуется».

Для преодоления застенчивости очень полезно устраивать детские праздники с приглашением гостей – не для себя, взрослых, а именно для ребятишек. Пусть это будет настоящее торжество с угощением: сладостями, напитками и мороженым, с детскими играми, конкурсами, загадками. Родители, конечно, взяв на себя его подготовку, должны стать добрыми волшебниками на нем и сделать все, чтобы дети не чувствовали себя скованно и каждому досталась бы хоть капелька внимания. Желательно, чтобы все приглашенные побыли в роли ведущего в какой-нибудь игре или приняли активное участие в каком-либо конкурсе и получили бы хоть маленький, скромный приз. Важным этапом в проведении праздника является подготовка к нему. Продумайте программу, привлеките к организации задуманного детей. Пусть каждому достанется какое-нибудь несложное дело (с учетом возраста, конечно). При этом подведите ребятишек к мысли, что все это они придумали сами, похвалите за то, что у них все прекрасно получается.

Незаменимо в развитии коммуникативных способностей детей публичное чтение стихотворений, сольное пение, рассказывание сказок, участие в инсценировках и кукольных спектаклях. Если у вас есть возможность, запишите дошкольника в какую-нибудь студию, если нет, развивайте его сценические способности сами. Прекрасно, если у вас есть друзья с детьми близкого возраста. Устраивайте прогулки, вечера отдыха и развлечений, представления и спектакли совместными усилиями. Для инсценировки спектаклей используйте самые простые сказки – «Репку», «Колобок», «Теремок», но постарайтесь, чтобы у каждого «актера» был костюм или хотя бы атрибуты той роли, которую он играет.

Больше играйте с детьми! Во время игры дети прекрасно раскрываются, проявляются их независимость и самостоятельность, «всплывают» на поверхность все их достоинства и недостатки. И именно в игре легче всего корректировать их поведение, исправлять то, что мешает им свободно общаться со взрослыми и сверстниками: чрезмерный эгоизм или излишнюю застенчивость.

Неплохо для развития коммуникативных способностей детишек создать в семье традиции игрового общения. Для этого существует несколько чудесных домашних праздников: Восьмое марта, День защитника Отечества, Новый год... Стоит только проявить немного изобретательности.

    Например, под Новый год можно дома устроить маскарад и поменяться местами: пусть взрослые станут «детьми», а дети – «взрослыми». На праздник Восьмого марта во многих семьях приготовлением праздничного обеда занимаются папы, но можно пойти дальше и обращаться с представительницами женского пола, как с королевами и принцессами. Представьте, сколько неподдельного веселья вызовут постоянные обращения к ним «Ваше величество», церемониальные поклоны и реверансы, категорический запрет сидеть в присутствии «коронованных особ». В День защитника Отечества неплохо организовать между мужчинами «Рыцарский турнир». Смастерите из картона шлемы и латы рыцарей, и пусть они примут участие в забавных конкурсах: подстрелят дичь (из игрушечного оружия), проткнут «шпагой» воображаемого противника (воздушный шар), пробегут по узенькому «мостику» через «пропасть».

Такие игры в кругу семьи помогут ребенку раскрепоститься, вывести наружу накопившиеся обиды и раздражения. Например, в роли папы один мальчик отдавал властным голосом родителям – «детям» такие команды: «Сейчас же садись за стол! А ну-ка помой свои грязные руки! Чтобы через десять минут твоя комната была в полном порядке!» Дети– «родители» же могут увидеть себя слишком непослушными, медлительными, неряшливыми... Все это вызывает веселый и достаточно безобидный смех играющих и помогает, увидев свои промахи и недостатки со стороны, корректировать собственное поведение.

Источник: А.Луговская "Если малышу трудно подружиться"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"

Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...

Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"

3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...

Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"

Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей  и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...

Консультация для родителей «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»

Консультация для родителей«Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще...