Консультации
консультация

Зотова Ольга Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch.m.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Актуальность работы:

Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном образовании.  Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка (семья, детский сад, социум, друзья и др.) в котором зачастую наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, общего уровня культуры и  речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание педагогов должно быть уделено достижению целей и решений задач социально – коммуникативного развития:

- усвоение норм ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и отечеству, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование социально – коммуникативных речевых умений (развитие способностей  вступить в общение и поддержать его).

Жизнь дошкольника в детском саду наполнена разными видами деятельности, среди которых именно игра занимает первостепенное и главное место. В игре ребенок воспитывается, развивается, обучается, приобретает опыт. Игра способствует раскрытию способностей детей, позволяет познать мир и окружающих людей. В этой деятельности дети более раскрепощенные и самостоятельные. Более внимательны и сосредоточенные. В процессе игры у ребенка формируются способности самостоятельно или совместно принимать решения и выполнять их.  

ЦЕЛЬ: расширить представления воспитателей о формировании социально-коммуникативной культуры дошкольников во время игровой деятельности в условиях ФГОС.

Игра –  как форма социализации ребёнка в условиях реализации ФГОС. 

Как известно образовательная область социально - коммукативного развития реализуется в 4-х направлениях:

1

1). Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей  

 Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. 

 Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.  

Игры из практики у дошкольников самые разнообразные: 

- дидактические;

- подвижные;

-театрализованные;

- сюжетно-ролевые.

Но мне особенно хочется остановить внимание педагогов на сюжетных самодеятельных играх, используемых в нашей группе:

Поскольку Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований. К основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой предъявляются определенные требования:

- воспитатель должен играть вместе с детьми;

- на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Очень важно воспитателю выступать, как игровому партнеру, который поддерживает детскую инициативу и обогащает развитие игрового процесса.

В рамках реализуемых задач  можно использовать игры:

- на развитие эмоциональной сферы: «Мое настроение», в ходе которых решались бы задачи развития детей и задачи педагогической деятельности: развивать умение  распознавать эмоциональный  настрой сверстников ,взрослых;

- на развитие коммуникативных способностей: развивать умение инициировать  общение, выражать словами свои мысли, чувства, желания, результаты, аргументировать свою точку зрения;

- игры, направленные на обучение  эффективным способом общения, формировать умение считаться с другими;

- игры направленные на снятие конфликтности – развивать социально - коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты, расширять поведенческого репертуара у детей;

-игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивать интерес друг к другу;                    

- интерактивные игры, направленные на сплоченность сотрудничества, а именно развивать отношения, построенные на равноправии, или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывать чувства заинтересованности в достижении общей цели.

Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.

Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Заключение

Постоянная, непрерывная работа по формированию социально-коммуникативной культуры у дошкольников через игровую деятельность в группе проходит с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.

Интеграция образовательных областей и видов деятельности в программе по содержанию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и игровые ситуации и другие виды деятельности, которые становятся кирпичиками, из которых складывается личность человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....