Речевое развитие детей 6 года жизни в ДОУ и семье.
классный час
Тема: "Играем дома - развиваем речь".
Форма проведения: практикум.
Аудитория: родители
Задачи:
1. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.
2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.
3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.
Ожидаемые результаты:
1. Вызвать у родителей желание, интерес играть с детьми в речевые игры.
2. Осознание родителями значимость речевых игр в развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_i_problemy_rechevogo_razvitiya_u_detey_starshego_vozrasta.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 6 года жизни в ДОУ и семье.
Тема: "Играем дома - развиваем речь".
Форма проведения: практикум.
Аудитория: родители
Задачи:
1. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.
2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.
3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.
Ожидаемые результаты:
1. Вызвать у родителей желание, интерес играть с детьми в речевые игры.
2. Осознание родителями значимость речевых игр в развитии ребенка.
Информационно-техническое оборудование:
Проектор, экран.
Видеозапись речевых игр детей с педагогом.
Материал и оборудование:
Картотека предлагаемых игр для развития речи детей дома.
Памятки с описанием игр, в которые могут играть родители с детьми.
Вступление: (слайд №1)
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «речевое развитие наших детей»
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у ребенка – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом, и пускаю процесс развития речи на самотек.
Основная часть:
Немного теории.
Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания ребёнка дошкольника.
У ребёнка 5-7 лет должен быть высокий уровень речевого развития. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, его высказывания становятся содержательными, выразительными и точными.
Ребёнок 5-6 лет может пересказать прочитанную сказку, рассказ, мультфильм, составить рассказ по картине, об игрушке, уловить и объяснить смысл прочитанного.
Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи.
Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения и семьи.
Содержание обучения речи детей раннего и дошкольного возрастов в яслях и детском саду, организация работы и основные методы обучения определены "Программой воспитания в детском саду".
В "Программе..." названы две основные формы обучения речи:
- первая — работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом (в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.), во время прогулок; в процессе игр, при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года); в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); во время праздников и развлечений; во время неречевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных);
- вторая — специальные занятия по развитию речи.
Частных задач работы по развитию речи детей в ДОУ можно выделить пять: (слайд № 2)
- Развитие лексической стороны речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
- Развитие связной речи детей.
- Развитие мелкой моторики.
Речь- одна из линий развития ребенка. (слайд № 3)
Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. В речевом развитии ребенка семья и педагоги должны взаимодействовать.
Давай те же разберем каждый аспект развития речи поподробней. Перейдем от теории к практике.
1.Развитие лексической стороны речи.
В ДОУ: (слайд № 4)
1. расширять словарный запас;
2. активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные;
3. пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет;
4. расширение обобщающих понятий;
5. знакомство детей с синонимами;
6. знакомство с антонимами;
7. знакомство с многозначными словами.
В семье:
Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы;
Рассказывать ребенку о родственниках (где живут, кем работают…), очень привлекательны для детей воспоминания родителей о своем детстве, играх, в которые они играли, продолжать семейные традиции (беседы о прошедшем дне: чем порадовал день?, чем огорчил?, чем удивил?, планы на следующий день);
Проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка (существительные, прилагательные, глаголы…),
Игра с родителями: «Зимние слова» (все, что напоминает о зиме) - зима, санки, сугроб, кататься, барахтаться в снегу, серебристый, и т.д. (Могут быть «круглые слова», «желтые слова» и т.д.)
В повседневном общении продолжать расширять запас слов – обобщений
Игра с родителями: Магазин обуви – туфли, сандалии, сапоги, тапки, валенки и т.д. (Транспорт, инструменты, посуда, игрушки, и др.)
Продолжать работать со словами - антонимами и синонимами
Игра с родителями: "Антонимы в сказках и фильмах". (слайд № 5)Педагог предлагает родителям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название-антоним, а родители должны будут угадать истинное название Сказки.
"Слова - мячики". Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим "Холодный", а ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Горячий". Затем игроки меняются ролями.
2. Формирование грамматического строя речи.
В ДОУ: (слайд № 6)
1. Упражнять в правильном употреблении глаголов и глаголов с приставками (у- , по-, при- , про - , вы - )
2. Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными; образование р.п. мн.ч. существительных; употребление и образование сложных форм сущ. мн.ч. в родит.п. (чулок, носков, ботинок, тапочек и т.п.)
3. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.)
4. Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов.
5. Составление разных типов предложений (простых и сложносочиненных предложений с союзом А, сложноподчиненных предложений).
В семье:
Упражнять в правильном употреблении глаголов (речевые игры «Кто что умеет делать?» - Что умеет делать кошечка? – бегать, прыгать, мяукать, лакать, играть и тд.
Игра с родителями:«Измени словечко» изменение слов при помощи приставок у-, при-, вы-, за-, пере-, под -, и др.(идти,)
В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать сущ.с числит.
Игра с родителями :«Поиграем - посчитаем» (работа с грамматикой в картинках»Множественное число»
Задача родителей поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений, помогать в составлении или корректировать.
Физкультурная минутка:
От зеленого причала оттолкнулся пароход. - машем рукой
Он шагнул назад разок. - шаг назад
А потом шагнул вперед. - шаг вперед
И поплыл, поплыл по морю - движения руками
Набирая полный ход. - ходьба на месте
Девочки и мальчики
(руки на пояс)
Прыгают, как мячики,
(прыжки)
Ножками топают,
(топанье)
Ручками хлопают,
(хлопки)
Глазками моргают,
(руки на пояс, ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают. ( руки вниз)
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
В ДОУ: (Слайд №7)
- Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата, через артикуляционные упражнения.
- Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить проводить анализ артикуляции звуков.
- Вводить понятие «гласные – согласные звуки», «твердые – мягкие согласные звуки».
- Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком, определять позицию в слове (начало, середина, конец).
- Уметь дифференцировать звуки (ш-с, ж-з, р-л, щ-с, ц-с).
- Знакомить со слоговой структурой слова. Учить определять количество слогов в слове (по схемам, на слух).
- Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).
В семье:
Проводить игры по совершенствованию звуковой культуры речи, например: «Где спрятался звук», «А»- кран, апельсин, ручка. «И» - иголка, зонтик, …..
( в начале, середине, конце слова.)
Развивать фонематический слух, в выделении в своем имени первого звука, в имени окружающих, в названии любимой игрушки.
Развивать фонетический слух, делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следить за правильным ударением при произнесении слов.
4. Развитие связной речи детей.
В ДОУ: (слайд №8)
1. Диалогическая речь – вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок. Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.
2. Монологическая речь - обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.
В семье:
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о мероприятиях в детском саду и дома.
Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов, работа с иллюстрациями.
Упражнять в составлении элементарных описаний, через игр.упр.
Игра с родителями: «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды, детали, предметы).( слайд № 9)
Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
5. Развитие мелкой моторики руки.
В ДОУ: (слайд № 10)
1. Создание условий для развития мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения; мероприятия по художественному труду и другим видам детской деятельности (познавательной, изобразительной).
2. Развивать тактильные ощущения, координацию движений.
3. Начать работу по подготовке руки к обучению письму (развивать тактильные ощущения, щепоть – содружество трех пальцев), формировать правильный захват карандаша.
В семье:
Развивать руки ребенка (захват двумя руками и одной, двумя пальцами – пинцетный захват).
Развивать мелкую моторику рук через специальные игровые упражнения
Пальчиковая гимнастика
Развитие ручной умелости (в домашних условиях, под присмотром взрослых – вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т.д.)
Мнемотехника (слайд № 11)
(греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
И в завершение разрешите показать небольшой видеоклип Видеозапись речевых игр детей с педагогом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие первого года жизни.
В данном материале описаны условные нормы речевого развития детей до года, часто допускаемые ошибки родителей и советы для активизации речи....
Роль семьи в речевом развитии детей третьего года жизни
Рекомендации и упражнения для родителей по развитию речи детей...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений
Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений...