Консультация для родителей на тему "Развитие подражания у детей с РАС"
консультация
В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему «Развитие подражания у детей с РАС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 115.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»
Консультация для родителей:
«Развитие подражания»
Подготовила учитель-дефектолог
Крошка А.А.
Аутизм – это нарушения психического развития, связанное с отсутствием потребности в общение. Аутичный ребенок не стремился к общению с людьми, не умеет общаться (не смотрит в глаза, не отвечает на улыбку); часто не выполняет просьбы и не реагирует на общение; выглядит непослушным; мало использует речь и жесты для общения; в основном, не обращает внимание на то, что обычно интересно детям.
Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка.
I.Коммуникативная функция речи. Эта функция речи является одной из наиболее ранних. Специальными исследованиями было установлено, что у детей в возрасте 2-х лет речь выполняет функцию общения. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений об окружающем, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально – волевой сферы и личности ребенка.
II. Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими, т.е. коммуникативная и познавательная стороны речи формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи не только получает новою информацию, но и приобретает возможность её по-новому усваивать.
Благодаря речи развиваются представления (память о предметах и явлениях окружающего мира).
Большая роль придается речи и в развитии памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления.
III. Регулирующая форма речи складывается у нормального ребенка уже на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4-5 годам, когда у ребенка значительно развита уже смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной деятельности.
Одним из основных признаков синдрома детского аутизма (ДА) является нарушение речевого развития. Это самая частая причина, в связи с которой родители аутичных детей впервые обращаются к специалистам.
По мнению большинства исследователей, прогноз при ДА в значительно мере определяется уровнем речевого развития: отсутствие речи до пятилетнего возраста является неблагоприятным, а по мнению многих даже наихудшем прогностическим признаком и поэтому диагностика речевого развития и формирование речи – одно из центральных задач в коррекции ДА.
Многие авторы полагают, что не достаточность речи аутичных детей связана прежде всего с недоразвитием её коммуникативной функции, вследствие чего возникают другие речевые расстройства, хотя в некоторых случаях они бывают сочетанными.
Когда ребенок научился выполнять инструкцию «Дай» с одним предметом Дай чашку», выбирая его из нескольких других, вводят названия нового предмета (например, кубик). Второй предмет должен резко отличаться от первого и по внешнему виду (цвету, форме, материалу и т.д.), и по семантическому содержанию (если первый предмет - чашка, то ложка, губка и т.п. не могут использоваться в качестве второго предмета). После того, как ребенок научился давать второй предмет в отсутствии первого, переходят к обучению различать эти предметы в ответ на инструкцию. Затем постепенно вводят новые слова и увеличивают число предметов на столе, из которых ребенок должен выбирать. Следовать инструкции «Покажи» обучают таким же образом, как и инструкцию «Дай».
Следующий этап обучения – формирование навыков, касающихся понимая названий действий. Следует отметить, что обучение этим навыкам может происходить одновременно с обучением понимаю названий предметов. В это же время, для детей с глубоким нарушениями понимания, лучше подходит стратегия последовательного обучения.
Обучение выполнению инструкций: простые движения. Этот навык, как правило, формируют в самом начале обучения – на этапе построения «учебного поведения». В ответ на инструкцию ребенка учат выполнять то или иное действия («Встань», «Иди сюда», «Подними», «Попрыгай» и т.дп.) . Если ребенок уже умеет выполнять одну инструкцию, обучают выполнению следующей, затем переходят к дифференциации 2-х инструкций. Постепенно число инструкций увеличивается, их употребляют в новых, более естественных условиях. Обучение выполняют инструкцией с предметом. У многих аутичных детей (как и в норме) понимание контекстной речи развито в большей степени, чем понимание изолированных слов. Моделируя знакомую ситуацию, можно научить ребенка более точнее понимать смысл того или иного слова.
Обучение выполнять инструкции с предметами начинают следующим образом:
На столе перед ребенком кладут предмет, с которым он в быту умеет совершать какие-либо действия (например, рисует фломастером, пьет из чашки). Затем дается инструкция («Пей», если на столе стоит чашка с соком). Важно, чтобы ребенок не начал совершать действия раньше, чем дана инструкция, поскольку наша цель – чтобы он научился реагировать на инструкцию.
Когда несколько инструкций отработанно изолировано, ребенка учат выполнять их при наличии нескольких предметов. Например, на столе стоит магнитофон, паззл и чашка: дается инструкция «Включи».
В дальнейшем осуществляется перенос навыка в менее структурированные условия домашнего быта. Например, в ванной после инструкции «Причешись» ребенок должен будет самостоятельно взять расческу с полки, и только потом – причесаться. Давлено часто на этапе переноса требуется дополнительное обучение. Инструкции постепенно могут видоизменяться – например, вместо «Включи», «Включи магнитофон», или «Давай включим музыку». Следует обращать внимание на то, действительно ли ребенок совершает действия, ориентируясь на речевое высказывание взрослого, или другие ситуации.
Обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам). Этот навык является, скорее, вспомогательным для того, чтобы познакомить ребенка (особенно аутичного) с названиями действий, понимание которых понадобиться ему в жизни. Прежде, чем использовать фотографии (картинки) для обучения обязательно надо убедиться, что ребенок способен к воспроизведению 2-х мерных изображений. Для этой цели обучают навыку соотнесения предметов и их изображений.
Затем подбирают картинки – лучше фотографии – на которых изображены люди, совершающие простые действия. В начале лучше использовать те действия, которые ребенок уже умеет выполнять по инструкции (например: пьет, сидит, рисует и т.д.). Можно подобрать и изображение тех действий, которые часто встречаются в быту (спит, моет). На каждый глагол подбирается несколько картинок (фотографий) для того, чтобы избежать ассоциации слова с конкретным изображением. Каждый из людей, действующих на фотографиях (картинках), должны выполнять несколько действий. На этом этапе обучения лучше не использовать фотографии самого ребенка и обучающего, чтобы избежать употребления глагола в первом и во втором лице. Обучение происходит в следующей последовательности:
1. На столе одна фотография (картинка). Дается инструкция: «Покажи, где дядя спит» (ударение делается на последнем слоге).
2. Когда ребенок правильно показывает одну картинку, добавляют альтернативные (например, изображение предметов).
3. Обучают показывать вторую картинку – например, «покажи, где дядя пьет».
4. На столе две картинки; ребенка обучают показывать их по выводу.
5. Используются другие картинки на те же глаголы.
6. Обучают пониманию новых слов.
Следует отметить, что далеко не все действия могут быть представлены в наглядной форме (особенно в виде статистических изображений). Здесь мы говорим только о самом начале работы, когда наша цель – элементарное понимание бытовой речи.
После того, когда начальные навыки понимания речи сформированы, начинают обучение экспрессивной речи. На этапе обследования специалист получает информацию о том, какова собственная речь ребенка, что и в каких ситуациях он говорит.
Формирование навыков экспрессивной речи в поведенческой терапии начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.
Для того чтобы ребенок мог пользоваться доступным ему речевыми ресурсам для общения, необходимо научить его выражать свои желания при помощи звуков и слов.
1. Предварительный этап обучения этому сложному навыку – обучение использовать указательный жест для выражения своего желания. Некоторые мутичные дети не умеют показывать рукой, чего они хотят; тянут взрослого за руку, иногда идут туда, где находиться желаемый объект. Обучение лучше производить в учебной ситуации, а затем переносить на быт. Перед ребенком помещают (либо кладут на стол, либо держат в руках) два предмета, один из которых для него значительно более привлекателен, чем другой (например, юла и кубик). Затем либо спрашивают: «Что ты хочешь?», либо дают инструкцию: «Покажи, что ты хочешь». Как только он потянется к одному из предметов, оказывают помощь – руку ребенка складывают в указательный жест, показывают на тот предмет, который он выбрал, и дают ему этот предмет. постепенно помощь уменьшают; ребенок овладевает навыком показывать на тот предмет, который он хочет. В последствии ребенка учат использовать этот навык не только во время занятий.
2. Когда ребенок показывает на желаемый предмет, его учат произносить название этого предмета. Обучение можно производить и в естественной ситуации, и в учебной. Со временем ребенка можно научить произносить слово без указательного жеста или отвечать на вопрос «Что ты хочешь?».
3. Обучение словом, выражающим просьбу, следует начинать как можно раньше. Как только произносительные возможности ребенка позволяют ему сказать «Дай», «Помоги», «Открой» и т.п., надо приступать к обучению. Учить употреблять эти слова лучше в естественных ситуациях. При обучении используется вербальная подсказка, которая постепенно уменьшается. Важно, чтобы ребенок действительно хотел того, что мы учим его просить – поэтому прежде, чем предоставить подсказку, ждут инициативы со стороны ребенка (когда он будет тянуть взрослого за руку или покажет на желаемый объект). Для того чтобы закрепить употребление новых слов, надо предоставить ребенку возможность для практики. Можно специально создать прецеденты для того, чтобы ребенку пришлось попросить о чем – либо. Как только ребенок усвоил односложные просьбы, его учат произносить более распространенные высказывания – например, «Дай пить» или «Мама, помоги».
4. Даже если отдельная речь ребенка сводиться к отдельным вокализациям, его необходимо учить выражать согласие или несогласие с чем – либо. Этот навык очень важен для общения, он позволит ребенка выражать приятие ли неприятие той или иной ситуации, не прибегая к таким выдам поведения как крик или агрессия.
Вначале следует решить, каким способом ребенок может овладеть. Некоторым из детей доступны только жесты и простые вокализации: кто – то сможет сказать: «Я хочу пить» или другое предложение. Затем подбирают материал, в качестве которых используются привлекательные для ребенка предметы и занятия.
Называнию собственных действий учат таким образом:
1. Дают ребенку инструкцию совершать то или иное действие – например, говорят «Рисуй» (или провоцируют совершение этого действия другим образом).
2. Когда ребенок выполнит действие, его спрашивают: «Что ты делаешь?».
3. Следует подсказка: «Я рисую» (или «Рисую»).
4. Подсказка уменьшается. Чтобы ребенок не повторял вопрос, действуют так же, как и при обучении назвать предметы. Спектр называемых ребенком действий постепенно увеличивается, стараются сделать ситуацию более естественной. Когда ребенок начинает называть собственные действия, его речь теснее связывается с реальностью. В результате обучения у многих детей навык называния действия и предметов (в ответ на вопросы взрослых) постепенно перерастают в попытки самостоятельных комментирующих высказываний. В таких случаях возможности для обучения значительно расширяются, выходя за рамки учебных занятий. Высказывание ребенка можно усложнить, моделируя для него более правильные общепринятые формы высказывания.
Важно отметить, что при обучении речевыми навыками ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того, что ребенок, освоит тот или иной навык (например, называние предметов), не продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться, думая, чему и как нужно учить ребенка, какие навыки нужны ему в будущем.
Список литературы
1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова Если ваш ребенок отстает в развитии – М., Медицина, – 1993
2. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под редакцией С.А. Морозова, М.: Издательство «Сигналъ» – 2003.
3. Д-р ЛиннИ. Маккланнахан, Д-р Патрисия Кранту Расписание детей с аутизмом. М.: Издательство «Сигналъ» – 2003.
4. Т. Питерс Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М, «Владос», – 2002.
5. http://www.autism.ru/read.asp?id=150&vol=0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: "Зимние игры детей с участием родителей"
Консультация для родителей по теме: "Зимние игры детей с участием родителей" Прогулка — это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с ма...
Консультация для родителей ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
нужно помнить, - это то, что большинство детей рассматривает родителей в качестве основных образцов для подражания. И это касается не только маленьких детей, но и подростков. Поэтому нам, как родителе...
Консультация для родителей: "Пример для подражания".
Взрослые для ребёнка являются примером подражания,познакомившись с моей консультацией,вы узнаете,как вести себя....
Поведение родителей – пример для подражания их детей.
Поведение родителей – пример для подражания их детей. Если вы говорите: «Матом ругаться ни в коем случае нельзя», то это требование должно относиться ко ВСЕМ членам семьи. В противно...
Консультация для педагогов «Игры на подражание для детей раннего возраста»
Игры на подражание для детей раннего возраста.Хорошим вариантом подвижных игр дома могут стать игры на подражание. Ребенок может подражать вашим действиям или изображать что-либо....
КОНСУЛЬТАЦИИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры на подражание для детей раннего возраста»
Хорошим вариантом подвижных игр дома могут стать игры на подражание. Ребенок может подражать вашим действиям или изображать что-либо. Изображать можно все что угодно...
Консультация для родителей "Развитие ритмических способностей у детей" и памятки для родителей "Особенности развития музыкально-ритмических движений у детей (по возрастам от 3 до 7 лет)
Консультация и памятки для родителей по особенностям развития ритмических движений...