Памятка для родителей "Пальчиковая гимнастика, её роль в формировании техники письма"
консультация (старшая группа)

Чупринина Ульяна Геннадьевна

В школе ваш ребёнок будет учиться писать. Очень важно, чтобы рука ребёнка была хорошо к этому подготовлена. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://detki-pogodki.ru/wp-content/uploads/2016/10/Palchikovye-igry-dlya-detej.jpg

       В школе ваш ребенок будет учиться писать. Возможно, дошкольник учится этому уже сейчас. Очень важно, чтобы рука ребенка была хорошо к этому подготовлена, иначе, обучаясь письму, он очень сильно сжимает ручку, а от этого слишком быстро устают пальцы (а иногда даже возникают и серьезные физиологические нарушения).

 Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, а также способствуют улучшению в произношении многих звуков.

       Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

         Это очень и очень важное умение! И взрослым нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

        Исследования физиологов доказали влияние манипуляции рук на развитие речи, на функции высшей нервной деятельности.

        Все фигуры просты для выполнения. Их постоянное повторение способствует развитию памяти, внимания, мышления, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук постепенно становятся гибкими и подвижными, что помогает школьникам успешно овладеть навыками письма.

       

Для данной подготовки необходимы упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Такими упражнениями является штриховка, которая не только укрепляет эти мышцы, но и в процессе работы развивает речь, логическое мышление, активизирует творческие способности. Правила штриховки легко запомнить: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунков. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют усталости.  

   

Также можно предложить ребенку регулярно заниматься с крупой и орехами: сортировать, катать между большим и указательным пальцами.

     

Рисование – занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

     

 Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для  развития мелкой моторики.

Иг​ровые задания:

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 
3. "Замок". Переплетите пальцы, сожмите ладони. 
4. "Солнечные лучи". Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
5. "Ножницы". Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 
6. "Пальчики здороваются". Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 
10. Имитируйте игру на пианино. 
11. "Человечки бегают" с помощью указательного и среднего пальцев. 
12. "Футбол". Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 
14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения. 

       Помните! Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Советы:

- Перед занятием обязательно расскажите ребенку, чем вы займетесь, покажите движения, пусть малыш попробует повторить их без «аккомпанемента», затем уже под стихи или песенку. Придумайте кодовое слово, которое вы будете произносить каждый раз, когда у вас запланирована игра, дети любят упорядоченность в жизни;

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра​вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере​ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе второй рукой;

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча​стие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно;

-      Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 10 – у старших дошкольников;

- Слова стихов или песенок нужно проговаривать громко и отчетливо, с ритмическими паузами, движения показывать небыстро, синхронно со словами или в паузах. Малышня сама не сможет пока делать упражнения, нужно показывать и проговаривать слова, а деток старше нужно мотивировать к самостоятельному выполнению упражнений;

- Упражнения и забавки выбираем такие, чтобы тренировать координацию, ловкость и внимание. Учимся точности движений, различаем силу нажатий пальцами и ладонями – слабее, сильнее;

-  Пальчиковые забавы можно соединить с творческими вещами.  Например: если нарисовать на подушечках пальцев смешные мордочки или надеть специальные забавные бумажные колпачки, игры пойдут гораздо веселее;

- Понятно, что всегда делайте упражнения вместе с ребёнком, при этом демонстрируйте настоящую увлеченность, малышня чувствует фальшь;

- Мотивируйте малыша повторять за вами слова стишков, постепенно ребенок должен уметь самостоятельно для вас уже провести игру;

- Не нужно часто менять игры, пусть детки хорошо отработают 2-3 пальчиковые забавы, прежде чем добавлять новую или вообще менять репертуар;

- Всегда начинайте знакомство с пальчиковыми играми с самых простых движений, не спешите, не критикуйте и не раздражайтесь, если детка не может осилить сразу движение или запомнить слова. Этот процесс должен доставлять удовольствие всем участникам;

- Не заставляйте выполнять упражнения, следите за настроением ребеночка, найдите для этого важного дела подходящее время, когда он сможет с удовольствием поиграть и потренировать пальчики;

- Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте внимание на недостатки, хвалите успехи и не ругайте за ошибки.

                              Усложняем тренировки!

Когда дети освоят начальный и средний уровень пальчиковых забав и упражнений, обязательно нужно усложнить их. Вот, например, есть такая тренировка «Теремок»:

Вот – серенький зайка,

Вот – мышка-норушка,

Лисичка-сестричка;

Лягушка-квакушка.

Но вот в теремок медведь забрался –

И домик сломался!

Народ разбежался!

Медведь косолапый бродит,

Места себе не находит.

Теремок я построю большой,

И будут там жить со мной:

Серенький зайчик,

Мышка-норушка,

Лисичка-сестричка,

И лягушка-квакушка!

Есть на каждого персонажа и действие в этом стихе свой жест, но если попросить детей самих придумать соответствующие действию и героям жесты, будет гораздо интересней.

Источники: Татьяна Сухих, Пальчиковые игры для детей – тренируем пальчики и развиваем мозг (metodbv.ru)

Демчук Т.Ю., Памятка для родителей "Пальчиковые игры". | Материал по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Кружкова Д.А., Памятка для родителей "Пальчиковая гимнастика,ее роль в формировании техники письма" | Консультация (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) 

Селиверстова Вера Анатольевна, "пальчиковая гимнастика. ее роль в формировании техники письма" | Консультация (младшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Пальчиковая гимнастика,ее роль в формировании техники письма"

Памятка для родителей "Пальчиковая гимнастика,ее роль в формировании техники письма"...

Пальчиковая гимнастика. Ее роль в формировании техники письма

Постоянное повторение упражнений способствует развитию памяти, мышления, внимания, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка....

Консультация для родителей Пальчиковая гимнастика, ЕЕ роль в формировании техники письма

Очень важно, чтобы рука ребенка была хорошо к этому подготовлена, иначе, обучаясь письму, он очень сильно сжимает ручку, а от этого слишком быстро устают пальцы (а иногда даже возникают и серьез...

"Пальчиковая гимнастика. Её роль в формировании техники письма"

В школе ваш ребенок будет учиться писать. Очень важно, чтобы рука ребенка была хорошо к этому подготовлена....