Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей"
консультация (младшая группа)

Шапырина Елена Николаевна
Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_sensornogo_vospitaniya.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

 «Значение сенсорного воспитания

в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах  легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с ними.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления.

Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

 В настоящее время множество средств, которые позволяют знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка.

Мышление детей от двух до трех лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.

Очень важно создать благоприятные условия для организации такой игры, потому что в ней развивается интеллект детей третьего года жизни.

Для этого необходимо:

 - создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;

- предоставлять малышу свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность;

- постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

Необходимо всегда ставить перед собой задачу учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах; постоянно использовать в общении с малышами стихи, пословицы, шутки, прибаутки. И стараться произносить их задорно, чтобы детям всегда хотелось повторять текст за вами.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное сенсорное развитие детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сенсорное воспитание-основа познавательного развития детей 4-5 лет.

Данный материал раскрывает многолетний опыт работы по организации сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста в детском саду....

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...

Перспективное планирование по разделу «Сенсорное воспитание» ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 1 младшая группа

В перспективное планирование по сенсорному воспитанию в 1 младшей группе мною включены дидактические и пальчиковые игры....

Консультация "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей младшего дошкольного возраста"

      Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в младшем (3-4 года) дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенс...

Консультация для педагогов "Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей "

Консультация для педагогов "Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии  детей "...