ЗПР - что это?
консультация

Смирнова Ольга Александровна

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_-chto_eto.docx144.4 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития - что это такое?

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

ЗПР является одной из наиболее распространённой формой психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребёнка.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Перечислим        наиболее        характерные        особенности        детей        с ЗПР:

  • снижение работоспособности;
  • повышенная истощаемость;
  • неустойчивость внимания;
  • более низкий уровень развития восприятия;
  • недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • отставание в развитии всех форм мышления;
  • дефекты звукопроизношения;
  • своеобразное поведение;
  • бедный словарный запас;
  • низкий навык самоконтроля;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений.

Среди причин ЗПР выделяются следующие:

  • Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка.
  • Генетическая обусловленная недостаточность ЦНС.
  • Интоксикация, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
  • Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.)

         Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, педагогическая, психологическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей.

          В семье, уделяющей ребёнку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.

         В неблагоприятных же семьях, при отсутствии не только стимуляции психического развития такого ребёнка, но невнимание к его физическому состоянию, своевременному лечению, его психическое развитие ещё более замедляется.