Что такое Мнемотехника.
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей "Что такое Мнемотехника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_mnemotehnika.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Мнемотехника в дошкольном возрасте.
«Мнемотехника» и «мнемоника» – это техника запоминания.
Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом
Мнемоквадрат:
это отдельная карточка - изображение с закодированной информацией.
Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемодорожка:
это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно.
Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица:
это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Так что же дает мнемотехника?
Преимуществ от данной техники много:
- возможность накапливать огромное количество информации
- колоссальную экономию времени при запоминании
- возможность быстрого обучения
- мощное развитие мышления и внимания
- эффективную гимнастику для мозга
- улучшает память, внимание, воображение, фантазию
- развивает речь, увеличивает словарный запас
- представления об окружающем мире расширяются
- формирует наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект
- ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию
- пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- при помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- раскрывает творческие способности детей.
Учим стихи с помощью мнемотехники
Стихи вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов
Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.
Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Описание метода
- Читаем стихотворение.
- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.
- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и а...