Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"
консультация
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_did_igr.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила: Воспитатель Кузнецова З. В.
МБДОУ ЦРР «Детский сад №239»
Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
- с игрушками и предметами
- настольно – печатные
- словесные
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов:
- дидактическую задачу
- содержание
- правила
- игровые действия
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны – это может быть ознакомление с окружающим миром, развитие речи, закрепление элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.)
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немало важную роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях : катать разнообразные шары, собирать матрешку, отгадывать предметы по описанию и т. д. Игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому дидактическая игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщающие понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда и т. д.)
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей : умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательные воздействия на детей дошкольного возраста нужно постепенно, терпеливо формировать.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Я работаю с детьми раннего возраста и хочу вам представить некоторые дидактические игры, которые я использую в работе с детьми.
Физическое развитие :
«Попади в воротца»; «Дружные пары»; «Птички на ветке»; «Ходим-бегаем»; «Кот и мыши»; «Воробушки и автомобиль»; «Через ручеек».
Сенсорное развитие :
«Варежки»; «Разноцветные бусы»; «Разноцветные шары»; «Подбери по цвету»; «Радуга»; «Угостим медведя ягодой»; «Поставь букет в вазу».
Речевое развитие:
«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»; «Мыши»; «Кто в домике живет?»; «Гуси - гуси»; «Так бывает или нет»; «Каравай»; «Зайка»; «Какое время года»; «Узнай по описанию»; «А что потом»; «Когда это бывает?»; «Подбери слово»; «Эхо»; «Паровозик»; «Скажи, что ты слышишь»; «Будь внимательным»; «Любимые сказки»; «Короткие истории».
Ребенок и окружающий мир:
«Путаница»; «Найди пару»; «Лото»; «Найди предметы»; «Не ошибись!»; «Парные картинки»; «Кто что делает»; «Охотник и пастух»; «Что лишнее?»; «Из чего сделано?»; «Найди такую же»; «Узнай, что изменилось»; «Кто быстрее соберет?»; «Кто, где работает?»; «Кто, где живет?»; «Чей домик»; «Чей малыш»; «Во саду ли в огороде»; «Мир растений».
Формирование элементарных математических представлений:
«Предмет и форма»; «Разложи по форме»; «Найди такую же, но другого цвета»; «Найди лишнюю фигуру»; «Назови что спрятано»; «Домино фигур»; «Цвета».
Конструирование:
«Придумай и построй»; «Выбери фигуры»; «Подбери детали»; «Найди детали»; «Домик для кошки»; «У куклы новоселье»; «Ворота для машины».
Нравственно – трудовое воспитание :
«Угадайте, что я делаю?»; «Что сначала, что потом?»; «Назови профессию»; «Кому без них не обойтись?»
Художественно – эстетическое воспитание :
«Узнай и дорисуй»; «Веселые игрушки»; «Веселые петрушки»; «Выложи орнамент»; «Что бывает красного цвета»; «Собери по цвету»; «Клубочки»; «Собери цветок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"
Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для ...
Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"
Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для ...
консультация «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста....