Консультация для родителей на тему «Проблемные дети»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей на тему «Проблемные дети» по книге Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - Что такое гиперактивность? - Портрет гиперактивного ребенка. - Помощь гиперактивному ребенку. - Работа с родителями гиперактивного ребенка..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_deti_gipperaktivnost.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему «Проблемные дети»
по книге Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
Гиперактивные дети. Что такое гиперактивность?
"Гипер..." - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "Activus" означает "действенный, деятельный".
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют такие отрицательные моменты, как недостаточная концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гипер-активности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существует много мнений о причинах возникновений гиперактивности: в одних случаях это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.
Портрет гиперактивного ребенка
Наверное, в каждой группе детского сада встречаются такие дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, долго молчать, не суетиться. Они двигаются, вертятся на месте, суетливы, импульсивны. Зачастую у гиперактивных детей плохая координация движений, поэтому они, двигаясь, задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников. Психологи считают, что гиперактивные дети проявляют в своем поведении следующие симптомы:
Невнимание
- Имеет незаконченные проекты
- Отличается нарушение устойчивого внимания
- Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфокусировать себя
- С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
- Имеет трудности в организации
- Часто теряет вещи.
- Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий.
- Часто бывает забывчив.
Сверхактивность
- Ерзает как червяк
- Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле, трудно неподвижно сидеть, бегает, забирается куда-либо).
- Спит намного меньше, даже в младенчестве.
- Находится в постоянном движении (с "мотором"),
- Очень говорлив.
Импульсивность
- Отвечает до того, как его спросят.
- Не способен дождаться своей очереди.
- Часто вмешивается, прерывает, не может ждать.
- Плохо сосредоточивает внимание.
- Импульсивен, не может отложить вознаграждение.
- Не может регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. Хочет сейчас — и ломает правило.
- Имеет большую вариативность выполнения заданий (на некоторых занятиях спокоен, на других — нет, а тесты показывают: у него нет способностей к обучению).
Помощь гиперактивному ребенку
Прежде всего, следует помнить, что такому ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, кроме того, он успешнее справляется с работой под наблюдением взрослого, нежелательно оставлять его один на один с заданием. Поэтому воспитателю желательно пользоваться следующими рекомендациями
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка: она должна соответствовать его возможностям. Если гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не следует заставлять его продолжать занятия. Лучше включить его в другой вид деятельности. Если после этого он сможет продолжать прерванную работу, пусть возвращается к ней.
- Делить периоды работы на более короткие, но более частые. Например, после выполнения каждых 2-3 заданий ребенок делает гимнастику для пальцев.
- Быть драматичным воспитателем, экспрессивным, театральным: необычность в поведении педагога может помочь ребенку сконцентрировать внимание.
- Занизить требование к аккуратности в начале работы, чтобы у ребенка сформировалось чувство успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.
- Ребенка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание.
- Для гиперактивного ребенка полезен массаж, так как прикосновение и мышечные движения усиливают самоощущения ребенка и способствуют релаксации.
- Гиперактивные дети не могут быстро переключаться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Поэтому воспитателю необходимо договориться с ребенком заранее. Это может быть устная беседа, но лучше если конкретные правила поведения и работы будут написаны на доске или на бумаге в виде символов, понятных ребенку.
- Непосредственно перед работой полезно попросить гиперактивного ребенка повторить правила.
- Для более эффективной работы можно заранее обсудите с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.
- Инструкции, которые воспитатель дает ребенку, должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, а четко установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.
- Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Поощрения должны носить моментальный характер: гиперактивный ребенок не может ждать вечера, когда он получит, например, долгожданное мороженое.
- На любое провокационное действие ребенка воспитатель не должен отвечать слишком эмоционально. Оставайтесь спокойными: нет хладнокровия — нет преимущества. Прежде чем реагировать на неприятный поступок ребенка, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
Особенно полезными для этой категории детей может стать работа в различных Центрах активности. Например, рисование пальцами, ладошками, работа с песком, водой, пшеном - способствуют снятию напряжения. Планирование детьми своей деятельности, предусмотренное технологией "Шаг за шагом" — это лучший способ развития самостоятельности и повышения самооценки ребенка. Иногда даже возможность простого выбора помогает ему развивать волю и мышление.
Многим детям, а гиперактивным в особенности, бывает трудно принимать решения: какую конфету съесть, какую бумагу выбрать для поделки... Однако такому ребенку необходимо как можно чаще предоставлять возможность выбора, так как с каждым разом ребенок становится самостоятельнее и увереннее в себе.
Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Родители гиперактивных детей часто испытывают серьезные трудности в воспитании своего ребенка. Далеко не каждому из них приходится по душе требующее постоянного контроля поведение сына или дочери. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату и порой родители просто приходят в отчаяние. Что делать с ребенком?
Поэтому работа с такими родителями потребует от воспитателя терпения, выдержки и такта. Прежде всего, необходимо разъяснить взрослым, занимающимся воспитанием, что ребенок ни в чем не виноват, точно так же, как не виноват ребенок, который родился с ослабленным слухом или пониженным зрением. Что интеллект у ребенка сохранен, и его успешность обучения в школе во многом зависит от той стратегии воспитания, которую выработают родители.
Гиперактивному ребенку требуется постоянная поддержка. Как и большинству других детей, ему хочется быть успешным во многих делах, за которые он берется, но это чаще всего не получается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать то, что ему интересно, и будет это делать так долго, пока ему не надоест. Как только ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
Следует позаботиться о рабочем месте ребёнка. Оно должно быть тихим и спокойным: не около телевизора или постоянно открывающейся двери, а там, где ребёнок бы не отвлекался из-за всяких пустяков. При выполнении домашних заданий логопеда или воспитателя родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать своему беспокойному сыну или дочери.
Если ребёнок в чём-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и опознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний.
При работе с родителями гиперактивных детей воспитатель может наладить с ними переписку. Например, воспитатель может каждый вечер передавать маме записки, в которых будут отражены успехи ребёнка. Например, "Сегодня Петя работал активно с конструктором в течение 15 минут" и т.д. Родители, прочитав такую запись, за это могут разрешить подольше погулять или поиграть в любимую игру.
Если родители едут со своим ребёнком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Если ребёнок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему - "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"
«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто обращаются к тренерам, педагогам по ф...
Консультация для родителей на тему:"Закаливание детей раннего возраста"
Консультация для родителей о закаливании детей раннего возраста....
Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Содержание1.Понятие об адаптации2. Основные особенности нормально текущего периода адаптации3. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада3.1.Фазы адаптационного периода3.2.Факторы, от к...
Консультация для родителей на тему "Здоровые дети - счастливые дети
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, о...
Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».
Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила о безопас...
Консультация для родителей на тему: "ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБИЖАЮТСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ?"
Нет ничего обиднее несправедливого обвинения в чем-то. Особенно неприятно, если незаслуженно упрекают самые близкие люди. В эту ситуацию попадает ребенок, когда его обвиняют или – еще хуже &nda...