Консультация для родителей на тему «Проблемные дети»
консультация (старшая группа)

Зеленина Елена Олеговна

Консультация для родителей на тему «Проблемные дети» по книге Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.  - Что такое гиперактивность? - Портрет гиперактивного ребенка. - Помощь гиперактивному ребенку. - Работа с родителями гиперактивного ребенка..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_deti_gipperaktivnost.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему «Проблемные дети»

по книге Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

Гиперактивные дети. Что такое гиперактивность?

"Гипер..." - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "Activus" означает "действенный, деятельный".

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют такие отрицательные моменты, как недостаточная концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гипер-активности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существует много мнений о причинах возникновений гиперактивности: в одних случаях это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.

Портрет гиперактивного ребенка

Наверное, в каждой группе детского сада встречаются такие дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, долго молчать, не суетиться. Они двигаются, вертятся на месте, суетливы, импульсивны. Зачастую у гиперактивных детей плохая координация движений, поэтому они, двигаясь, задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников. Психологи считают, что гиперактивные дети проявляют в своем поведении следующие симптомы:

Невнимание

  1. Имеет незаконченные проекты
  2. Отличается нарушение устойчивого внимания
  3. Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфокусировать себя
  4. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  5. Имеет трудности в организации
  6. Часто теряет вещи.
  7. Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий.
  8. Часто бывает забывчив.

Сверхактивность

  1. Ерзает как червяк
  2. Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле, трудно неподвижно сидеть, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, даже в младенчестве.
  4. Находится в постоянном движении (с "мотором"),
  5. Очень говорлив.

Импульсивность

  1. Отвечает до того, как его спросят.
  2. Не способен дождаться своей очереди.
  3. Часто вмешивается, прерывает, не может ждать.
  4. Плохо сосредоточивает внимание.
  5. Импульсивен, не может отложить вознаграждение.
  6. Не может регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. Хочет сейчас — и ломает правило.
  7. Имеет большую вариативность выполнения заданий (на некоторых занятиях спокоен, на других — нет, а тесты показывают: у него нет способностей к обучению).

Помощь гиперактивному ребенку

Прежде всего, следует помнить, что такому ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, кроме того, он успешнее справляется с работой под наблюдением взрослого, нежелательно оставлять его один на один с заданием. Поэтому воспитателю желательно пользоваться следующими рекомендациями

  1. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка: она должна соответствовать его возможностям. Если гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не следует заставлять его продолжать занятия. Лучше включить его в другой вид деятельности. Если после этого он сможет продолжать прерванную работу, пусть возвращается к ней.
  1. Делить периоды работы на более короткие, но более частые. Например, после выполнения каждых 2-3 заданий ребенок делает гимнастику для пальцев.
  2. Быть драматичным воспитателем, экспрессивным, театральным: необычность в поведении педагога может помочь ребенку сконцентрировать внимание.
  3. Занизить требование к аккуратности в начале работы, чтобы у ребенка сформировалось чувство успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.
  4. Ребенка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание.
  5. Для гиперактивного ребенка полезен массаж, так как прикосновение и мышечные движения усиливают самоощущения ребенка и способствуют релаксации.
  6. Гиперактивные дети не могут быстро переключаться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Поэтому воспитателю необходимо договориться с ребенком заранее. Это может быть устная беседа, но лучше если конкретные правила поведения и работы будут написаны на доске или на бумаге в виде символов, понятных ребенку.
  7. Непосредственно перед работой полезно попросить гиперактивного ребенка повторить правила.
  8. Для более эффективной работы можно заранее обсудите с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.
  9. Инструкции, которые воспитатель дает ребенку, должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, а четко установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.
  10. Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Поощрения должны носить моментальный характер: гиперактивный ребенок не может ждать вечера, когда он получит, например, долгожданное мороженое.
  11. На любое провокационное действие ребенка воспитатель не должен отвечать слишком эмоционально. Оставайтесь спокойными: нет хладнокровия — нет преимущества. Прежде чем реагировать на неприятный поступок ребенка, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Особенно полезными для этой категории детей может стать работа в различных Центрах активности. Например, рисование пальцами, ладошками, работа с песком, водой, пшеном - способствуют снятию напряжения. Планирование детьми своей деятельности, предусмотренное технологией "Шаг за шагом" — это лучший способ развития самостоятельности и повышения самооценки ребенка. Иногда даже возможность простого выбора помогает ему развивать волю и мышление.

Многим детям, а гиперактивным в особенности, бывает трудно принимать решения: какую конфету съесть, какую бумагу выбрать для поделки... Однако такому ребенку необходимо как можно чаще предоставлять возможность выбора, так как с каждым разом ребенок становится самостоятельнее и увереннее в себе.

Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Родители гиперактивных детей часто испытывают серьезные трудности в воспитании своего ребенка. Далеко не каждому из них приходится по душе требующее постоянного контроля поведение сына или дочери. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату и порой родители просто приходят в отчаяние. Что делать с ребенком?

Поэтому работа с такими родителями потребует от воспитателя терпения, выдержки и такта. Прежде всего, необходимо разъяснить взрослым, занимающимся воспитанием, что ребенок ни в чем не виноват, точно так же, как не виноват ребенок, который родился с ослабленным слухом или пониженным зрением. Что интеллект у ребенка сохранен, и его успешность обучения в школе во многом зависит от той стратегии воспитания, которую выработают родители.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная поддержка. Как и большинству других детей, ему хочется быть успешным во многих делах, за которые он берется, но это чаще всего не получается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать то, что ему интересно, и будет это делать так долго, пока ему не надоест. Как только ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Следует позаботиться о рабочем месте ребёнка. Оно должно быть тихим и спокойным: не около телевизора или постоянно открывающейся двери, а там, где ребёнок бы не отвлекался из-за всяких пустяков. При выполнении домашних заданий логопеда или воспитателя родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать своему беспокойному сыну или дочери.

Если ребёнок в чём-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и опознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний.

При работе с родителями гиперактивных детей воспитатель может наладить с ними переписку. Например, воспитатель может каждый вечер передавать маме записки, в которых будут отражены успехи ребёнка. Например, "Сегодня Петя работал активно с конструктором в течение 15 минут" и т.д. Родители, прочитав такую запись, за это могут разрешить подольше погулять или поиграть в любимую игру.

Если родители едут со своим ребёнком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Если ребёнок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему - "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"

«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто  обращаются к тренерам, педагогам по ф...

Консультация для родителей на тему:"Закаливание детей раннего возраста"

Консультация для родителей о закаливании детей раннего возраста....

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Содержание1.Понятие об адаптации2. Основные особенности нормально текущего периода адаптации3. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада3.1.Фазы адаптационного периода3.2.Факторы, от к...

Консультация для родителей на тему "Здоровые дети - счастливые дети

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, о...

Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».

Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила  о безопас...

Консультация для родителей на тему: "ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБИЖАЮТСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ?"

Нет ничего обиднее несправедливого обвинения в чем-то. Особенно неприятно, если незаслуженно упрекают самые близкие люди. В эту ситуацию попадает ребенок, когда его обвиняют или – еще хуже &nda...