Консультация для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация (младшая группа)
В статье приводятся рекомендации, примеры игр для родителей с детьми по развитию фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи» | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Фонематический слух - это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке.
В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.
Звуки, которые окружают нас, разделяют на речевые и неречевые. Они несут нам информацию, сообщая о чем-то. Например, звук ключа в замке сообщает нам о том, что дверь откроется, капель за окном стучит – значит на улице потеплело и снег начал таить. Слышим звук мотора – машина проехала мимо. Зашумевшие кроны деревьев сигналят об усилении ветра.
Задача родителей, приучая прислушиваться и вслушиваться к окружающим нас звукам, научить детей понимать эту информацию.
Слуховое внимание приучит, фонематический слух подготовит, фонематическое восприятие обеспечит грамотное письмо.
Речевой слух у ребенка начинает формироваться с первого месяца жизни, когда он слышит голос мамы и перестает плакать. И уже с 3 месяцев малыш ищет источник звука, а с 4 месяцев начинает подражать звукам. В 6 месяцев появляется лепет. И уже в 1 год малыш различает часто употребляемые слова, его взгляд, или указательный жест на вопрос : «Где мама? Папа? Где глазки? Где носик? Будет символизировать о развитии фонематического слуха.
Играя, привлекайте внимание своего малыша к звучащим предметам: вода льется – буль-буль; дождик капает – кап, кап; молоточек стучит – тук-тук; часы ходят – тик-так.
Важно, чтобы ребенок мог узнавать и направление звука. Где звенит погремушка? Перед ним, позади него, вверху, внизу слева, справа. Понаблюдайте, следит ли он за источником звука?
Дети в 2 года спокойно повторяют действие по просьбе: хлопок в ладоши, топанье ногой и т.д.)
В 3 года следует учить соблюдать последовательность действия на слух. Вначале опираясь на зрение, а в дальнейшем только на слух.
После 3 лет игры по формированию фонематического слуха приобретают еще большее значение.
Возраст детей от 3до 5 лет, это возраст, когда дети не только слушают, но уже и сами говорят. В этот период можно предложить детям поиграть в игры, которые помогут развить фонематический слух.
Система таких игр построена по принципу от простого к сложному.
1. Первый уровень - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.
Игра "Угадай, что звучало".
Послушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон ключей, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Мешочки с секретом".
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра "Волшебная палочка".
Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме: ваза, миска, стол, стена. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра "Жмурки".
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопай, как я".
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
2. Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте
Игра "Кто сказал?».
Одно и тоже слово говорят разные дети.
Игра "Громко-тихо".
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки
говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех
медведей, изменяя высоту голоса.
3. Третий уровень - различение сходных по звучанию слов
Игра "Слушай и показывай". Перед ребенком картинки со сходными по
звучанию словами (бык, бок, бак). Взрослый называет предмет, а ребенок
поднимает соответствующую картинку.
Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет
предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота).
Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант
произношения.
Вместе с тем, можно предложить следующие игры, которые также помогут развить фонематический слух, слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Игра «Что звучало и кто играл?»
Перед ребенком можно положить разные звучащие предметы (бубен, дудочку, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте возможность услышать звук всех предметов, обращая внимание на разность их звучания. Перед каждым звучащим предметом дети сами расставляют по 1 игрушке ( это может быть кошка, собачка, ежик, зайчик) поясняя, кому на чем предстоит играть. Задача детей – угадать, кто и на чем играл? Как вариант игры, можно поменяться со взрослым ролями.
Освоив этот этап игры, можно переставить зверей и поменять им инструменты. Будет интереснее. И вместе с тем потренируем память и внимание.
Еще один вариант с этими же героями – произнести по памяти очередность услышанных звуков, которые можно менять. Что звучало первым, а что потом? Необходимо учитывать возраст детей, усложняя постепенно. Начитаем с 1-2 и постепенно увеличиваем количество инструментов и животных до 3-4.
Игра «Исправь меня»
Для игры можно использовать как специальные тексты, так и известные детям загадки и стихи.
Важно, чтобы дети, улавливая из речевого потока неверное слово, исправляли вас.
Например:
- Очень, очень кислый он,
называется – ГАЗОН (лимон)
- Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и вмиг,
Получился – ГРУЗОВИК (снеговик)
- Тащит мышонок в норку,
Огромную хлебную – ГОРКУ (корку)
- Очень любит есть бананы
В зоопарке ТИГРЫ (обезьяны)
- Как-то старый крокодил
Месяц с неба – УКРАЛ (проглотил)
Как видите, игры для развития фонематического слуха очень простые, доступные, не требующие большого материального вложения, оснащения и подготовки. Играть можно дома, в машине, на отдыхе. Успехов вам, ведь будущее благополучие детей закладывается в детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»
Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...
Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень важно научиться различать, анализировать и дифференцировать на ...
Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»
Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»...
Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи!"
Консультация учителя-логопеда для воспитателей дошкольных отделений...
Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...
Консультация на тему: «Фонематический слух - основа правильной речи».
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи».
Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове....