Готов ли ребенок к школе?
материал (подготовительная группа)

Макарова Вероника Петровна

Данная статья будет полезна для родителей детей, которым на момент поступления в школу будет шесть лет и шесть месяцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_gotov_li_rebyonok_k_shkole.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ребенок к школе?

Вопрос о том, в каком именно возрасте лучше отдавать детей в школу, не так прост, как кажется. Не всегда мнение родителей, педагогов, психологов и тем более администрации школы по каждому конкретному ребёнку совпадают. Однако принимать решение предстоит именно родителям.

Закон об образовании гласит: «Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижении ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить приём детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем и в более позднем возрасте».

 Давайте разберёмся в том, что необходимо учитывать, кроме интеллектуальной готовности ребёнка, принимая такое ответственное решение. Какие трудности, преодолеваемые со временем, на данный момент могут существенно помешать успешной адаптации ребёнка к новой жизни - в жизни школьника?

Физическая не готовность к школьному обучению.

Ежедневные учебные нагрузки могут нанести вред здоровью ребёнка, если он физически не готов к школе.

 Физиологи отмечают необходимость обращать внимание на состояние нервной системы ребенка, степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности, учитывать важные физиологические и морфологические критерии готовности ребёнка к школе.

Физиологические критерии:

  • способность переносить длительные статические нагрузки (сидеть на уроке 30-40 минут);
  •  соответствующий уровень развития общей моторики (наличие фазы полёта при беге, способность к прыжку, способность броску);
  • соответствующий уровень развития мелкой моторики рук (уверенная косая штриховка небольших фигур, способность при срисовывания с образца правильно переносить размер и форму фигур);
  •  должный уровень работоспособности (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
  • чувство времени должно приблизиться к чувству времени взрослого, иначе ребёнку трудно понять, например, временные рамки конкретного задания.

Морфологические критерии: 

  • в развитии ребенка должен произойти полуростовой скачок, который заключается в существенном удлинении рук и ног. Проверить это позволяет Филиппинский тест, характеризующий степень морфофункциональной зрелости организма: попросить ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Филиппинский тест часто рассматривается как один из главных критериев «школьной зрелости»;
  •  тело ребёнка должно быть соразмерно школьной парте (рост не менее 116, вес не ниже 22 кг).

Нежелания ребёнка идти в школу. 

Устойчивая мотивация является одним из самых важных и значимых условий обучения. Если у ребёнка есть желание идти в школу, если ему интересно учиться, то справляться с возможными трудностями будет легче. Когда ребёнок не понимает важности и необходимости обучения в школе, если он не может отложить игру ради уроков, отношения с родителями начинает портиться, ведь учёба нужна больше маме, чем ему самому.

Недостаточное умение регулировать своё поведение эмоции. 

Очень важно, чтобы ребёнок мог самостоятельно справляться с переживаниями и трудностями, управлять собой в конфликтных и неблагоприятных ситуациях. Важно также не быть «выскочкой», уметь работать в большом коллективе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нём одном. Ребёнку нужно усидеть на уроке 30-40 минут, внимательно слушать учителя, понимать объяснение и чётко выполнять задания.

Сложности в общении со сверстниками и взрослыми.

Первокласснику приходится самому налаживать отношения с одноклассниками, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Умение дружить помогает комфортнее чувствовать себя в коллективе сверстников. С учителем тоже нужно уметь общаться, ведь роль и позиция учителя по отношению к ребёнку значительно отличается от той роли и позиции, которые занимали окружающие его взрослые до поступления в школу. Важно, чтобы первоклассник понимал эту разницу, признавал авторитет учителя, понимал и принимал важность возлагаемых на его требований и обязанностей. При этом важно, чтобы ребёнок не боялся обращаться к взрослым и сверстникам с вопросами.

Неуверенность в себе и неадекватно завышенная самооценка.

В школе часто приходится стоять у доски, вслух перед всем классом рассказывать стихотворение, иногда даже объяснять свои поступки. Важно, чтобы ребёнок мог уверенно и внятно излагать свои мысли, не теряться, но и не заноситься. В школе не все будут получаться с первого раза, старого запаса знаний может не хватить - и для достижения цели придётся проявлять терпение очень много трудиться. Ребёнок должен представлять, что он знает и умеет делать хорошо, а что у него ещё не получается, над чем ещё нужно поработать.

Диагностика психологической готовности ребёнка к школе проводится в начале учебного года в подготовительной к школе группе. По результатам диагностики можно разобрать рекомендации для родителей и педагогов.

Однако у природы свой темп, и иногда «взрослых» мер недостаточно - ребёнку нужно время, чтобы «дозреть». Правильно принятое решение о том, когда ребёнок пойдёт в школу, во многом определит его будущую успешность и веру в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей дошкольников.Готов ли ребенок к школе?

Тест для  родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе? Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:  Хочет ли ваш ребенок идти в школу?  Привлекает ли ...

"Готов ли ребенок к школе? (развитие навыков письма)"

Рекомендации для родителей по подготовке руки к письму....

Первый класс или готов ли ребенок к школе

В этой консультации изложен материал чем ребёнок должен владеть для успешного обучения в школе....

Готов ли ребенок к школе?

Рекомендации для родителей....

Консультация "Готов ли ребенок к школе"

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....

консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»

консультация для родителейна  тему:  « Готов ли  ребенок к школе»...

Готов ли ребенок к школе

Готов ли ребенок к школе?На этот  вопрос трудно ответить однозначно. Для  одних  взрослых – это умение ребёнка  читать, писать и считать, для других – способность сосредоточиться н...