Экологическое воспитание
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

    «Экология - биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой, включая человека».

    «Экология – это наука об эффективном взаимодействии и взаимосвязи всех природных систем».

Проблема экологии – это проблема современности. В настоящее время экологическая обстановка в стране требует повышение уровня экологической культуры каждого из нас.    Экологическое воспитание - новое направление в дошкольном обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Человек и природа

                                                         «Природа – это органический и неорганический мир» 

«Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры».

    Природа - это наш общий дом и каждый человек на Земле должен заботиться о нем. Природа и человек взаимосвязаны, поэтому ему необходимо  её охранять, защищать  и бережно к ней относиться. Забота о природе, это забота о человеке, его будущем, а то что наносит вред природе наносит вред человеку.

    «Экология - биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой, включая человека».

    «Экология – это наука об эффективном взаимодействии и взаимосвязи всех природных систем». 

    Экологическое воспитание - новое направление в дошкольном обучении и воспитании.

    Проблема экологии – это проблема современности. В настоящее время экологическая обстановка в стране требует повышение уровня экологической культуры каждого из нас. Чтобы сохранить природу и то, что нас окружает необходимо  с дошкольного возраста формировать экологическое воспитание у детей, которые будут приобретать экологические знания о бережном и заботливом отношении к окружающему миру.       Раскрывая перед детьми многообразие  природы, мы должны так же упомянуть о ее значении в жизни человека, как он взаимодействует с ней, как он на неё влияет хорошо или плохо. Но сначала дети должны усвоить знания экологического характера.

- Знания о живых организмах их росте и развитии, многообразии, и как они приспособились к среде обитания;

- Знания природных закономерностей: взаимосвязи растений и животных;

- Знания о труде человека в природе;

- Знания о береженом отношении к природной энергии и природным материалам (электричества, чистой воды, бумаги и пр.).

     Так же формируя у детей систему элементарных знаний о природе, необходимо формировать и систему познавательных умений и  навыков в разных видах деятельности игровой, трудовой.

Такие умения и  навыки как:  

- создавать условия для жизнедеятельности живого существа;

- формировать умение выращивать растения;

- проведение опытнической деятельности;

- ухаживать за  животными,  умение оказывать помощь живому существу;

- правильно вести себя на природе;

- бережно относится  к природе.

    Тем самым начиная с малого, мы прививаем ребёнку умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о природе.

    Необходимо создать условия для экологического воспитания, организовать развивающую среду в группе: создать зооуголки для животных,  уголки природы, а на участке детского сада: клумбы, экологические тропы. Организуются прогулки, экскурсии, походы на природу. На прогулках можно беседовать с детьми обо всем, рассказывать и отвечать на их вопросы: о птицах, о разных видах деревьев.

    Если ребёнок, чем-то интересуется, проявляет любопытство, хочет узнать больше об окружающем мире, природе, он задаёт вопросы,  которые нельзя игнорировать, иначе он со временем перестанет интересоваться тем, что происходит вокруг.

Все взаимосвязано, мы  являемся частью природы и для наиболее лучшей жизни на земле необходимо её понимать, защищать.

Картотека наблюдений за деревьями

Наблюдение за березой

Цели

  Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Предварительная работа

Рассказ о берёзе.

   Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем –

Берёзка облетает,

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

- Почему листья на березе стали желтые?

- Что происходит с деревьями осенью?

- Как деревья готовятся к зиме?

    Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Наблюдение за осиной

Цель

   Познакомить с деревом - осиной, ее строением, листьями.

Предварительная работа

Рассказ об осине.

    У осины cтвoл гладкий, серо - зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру.

Cтынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки.

Надо согреться бедной осинке.

                                                 И. Токмакова

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какой ствол и листья у осинки?

- Почему дрожат листья дерева?

Наблюдение за тополем

Цель

   Знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

Предварительная работа

Рассказ о тополе

   Тополь и в самом деле одно из самых быстрорастущих деревьев. Он в короткие сроки достигает внушительных размеров. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной. Тополиные листочки. Сверху они блестящие темно-зеленые, а снизу – светлые с белым опушением. Цветет тополь ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды – коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками – в народе их называют тополиным пухом. В городе тополь играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода. Древесина у тополя мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу. Тополиные почки используют в косметологии.

Ход наблюдения

   Воспитатель. В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение?

Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление?

   Дети отвечают.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

- Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?

- Многие думают, что причина листопада заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это?

   Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.

- Что производят из древесины тополя? Прежде всего бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

- Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?

Что такое тополиный пух?

Наблюдение за ивой

Цель

   Продолжать знакомство с кустарниками и деревьями нашей местности, их разновидностями.

Предварительная работа

Рассказ об иве

   У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветви, украшенные узкими, продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много разновидностей: ветла - белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые ветви прекрасный материал для плетения корзин и коробов. Осенью ивушка роняет золотые листья в темную воду, и они, словно маленькие кораблики, плывут вниз по течению.

Ход наблюдения

   Воспитатель задает детям вопросы.

- Ива - куст или дерево? Почему?

- Как выглядит ива?

- Какую почву любит?

- Какие есть разновидности ивы?

- Что дает ива людям?

- Что происходит с ивой осенью?

Наблюдение за рябиной

Цель

   Продолжать знакомить детей с рябиной.

Предварительная работа

Рассказ о рябине

   Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны - лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полёвки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед - душистый и полезный. У рябины хорошая древесина тяжелая - упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные.

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует.

Бусы красные надев.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Как выглядит рябина?

- Где она растет?

- Какие звери любят ягоды рябины?

- Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

- Что дает рябина людям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...