Консультации для родителей
консультация (старшая группа)

Зайцева Людмила Николаевна

Консультации для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Книга лучший друг ребенка», «Как выбрать полезную сказку для ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как выбрать полезную сказку для ребенка»

Вопрос, какие сказки читать детям разных возрастов, как правильно выбрать сказку, которая будет действительно полезной малышам, на самом деле волнует много родителей.

Даже в Древней Греции находят наскальные рисунки, где изображены некие сказочные сюжеты. Сменяются эпохи, изменяется уклад жизни людей, меняется мода на одежду, и только сказки остаются с нами на протяжении веков. Почему это происходит? На самом деле сказки были, есть и будут прекрасными мечтами многих людей, которые могут исполниться.

Такие сказки, измененные режиссерами, смотрят на нас с экранов зрительного зала, и сердце девушек вновь и вновь замирает от повторяющейся истории про Золушку.

Основное правило выбора полезной сказки:

В сказке, которую мы начинаем читать малышу, все должно заканчиваться хорошо. Какие угодно приключения могут происходить с героями на протяжении всего сюжета, но в конце добро обязательно должно победить. Для ребенка это будет означать, что мир полон добра и несправедливость всегда будет наказана. Таким образом, жизнь ребенка наполняется светом и улыбкой.

Другое важное условие доброй сказки такое: те персонажи, которые в сказке выглядят маленькими и беспомощными, должны побеждать. Когда мы читаем сказку своему малышу, он идентифицируется с образами маленьких персонажей.

Ведь он и сам маленький. Поэтому, когда более слабые персонажи сказки остаются победителями, Ваш ребенок торжествует. Он получил компенсацию за свою беспомощность перед этим миром.

И еще, такие сказки показывают маленькому ребенку, что, несмотря на то, что ты мал и многое не умеешь, ты можешь добиться своего, если, конечно, будешь очень стараться.

Каждый малыш выбирает в читаемой сказке любимый персонаж, который всегда находит выход из трудных ситуаций и даже, если ему трудно, то он может справиться с этим. Это очень важный момент каждой сказки. Так ребенок, проходя вместе с любимым персонажем по волнам сказочной истории, набирается опыта и затем, уже, будучи взрослым, именно так движется по жизни, встречаясь с трудностями и преодолевая их.

Страшные сказки

Сказки порой полны препятствий и достаточно страшных моментов. Многие родители стараются не читать детям страшных сказок, полагая, что они могут начать бояться чего-то в жизни после таких сюжетов.

Скажу так. Если до прочтения страшных сказок у ребенка уже появились страхи, то страшные сказки, конечно, могут их усилить. Здесь важно, чтобы уровень страха в читаемой сказке был переносим для Вашего малыша. Поэтому очень важно читать сказки в соответствии с возрастом ребенка.

Сказки — по возрасту

Так, самым маленьким деткам, примерно до полутора лет лучше читать сказки: «Курочка – ряба», «Репка», сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют только животные и переживания, которые происходят с персонажами этих сказок, переносимы для малыша.

Для деток чуть старше можно предложить сказки с чуть более сложным сюжетом, а именно: «Зайка-зазнайка», «Заяц и лиса», любые другие сказки с сюжетами о животных.

Детям 4-5 лет уже можно рассказывать сказки, где наряду с персонажами зверей появляются люди. Это такие сказки, как: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Кот в сапогах» и любые другие, которые вы подберете для своего малыша.

У детей пяти лет преобладает магическое мышление, и они, действительно, верят в волшебную палочку и другие чудеса. В связи с этим волшебные сказки предлагаются детям постарше. Тут приходит время «Золушки», «Дюймовочки» и любых других сказок, в которых происходят чудеса и волшебные превращения.

Для детей старшего возраста очень полезны сказки: «Снежная королева», «Волшебник изумрудного города», «Щелкунчик», «Двенадцать месяцев».

Всегда важно читать сказки своего народа. Те, которые впитали многое от культуры и исторических традиций Родины. Когда малыш маленький, ему лучше читать русские народные сказки, потому что они полны мудрости наших дедов и отцов.

Авторские сказки лучше читать детям постарше, потому что в авторской сказке обычно много личных переживаний автора и маленькому ребенку их еще трудно понять и принять.

«Книга лучший друг ребенка»

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.

Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.

Чаще говорите о ценности книги;

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребёнку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.

Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. И время, потраченное на чтение, непременно окупится с лихвой, потому что книга учит человека мыслить категориями высшего порядка, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни, книга учит человека думать и принимать решения, способствует формированию собственного, уникального философского взгляда на мир. Но для того, чтобы научить ребёнка любить книги, недостаточно благих намерений и родительских нравоучений. В первую очередь важно, чтобы сами родители любили читать. Дети, которые регулярно видят в руках у близких книги, рано или поздно заинтересуются ими безо всяких понуканий.

Так давайте же читать – вместе и в одиночку, вслух и про себя!

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Откуда берутся сказки?

Мы изобрели космический корабль, а в это время сказка изобрела ковер-самолет. Мы создали машины, самолеты и пароходы, а сказка – сапоги-скороходы. Нам ничего не стоит перенестись в любую часть света, достаточно просто нажать на кнопочку телевизионного пульта. Мы можем многое! Больше чем в сказках! Так почему же до сих пор мы заворожено смотрим их вместе с нашими детьми? Почему до сих пор они имеют столь большую популярность? И почему до сих пор их продолжают сочинять? А все дело в следующем, все люди были детьми когда-то, а дети очень любят слушать сказки.

Так Александру Сергеевичу Пушкину сказки рассказывала его няня Арина Родионовна. В результате поэт сочинил прекрасные сказочные оды, поэмы и роман. Все они создавались под воздействием тех самых сказок няни.

Помнил о чудесах и автор великих романов Лев Николаевич Толстой. Именно он написал сказку про Машу и трех медведей, которую народ в числе многих других принял, и признал народной.

Но это ведь сказки прошлого. А если у нее будущее? Будут ли наши дети рассказывать сказки своим внукам? Обязательно! Сказка родилась вместе с человеком, и пока живо человечество будет жива и сказка. Она как маленький светлячок в колыбели, которого с нетерпением ждут перед сном все дети.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во - первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во - вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. "Никогда не

надо гасить детскую радость", - подчеркивала. По ее мнению, в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т. д.

Трудолюбие, послушание и ответственность в сказках

Всем известна такая яркая русская народная сказка как «Гуси-лебеди». В ней заложены сразу три нравственные параллели, это – трудолюбие, послушание и ответственность. Они помогают детям понять, что нужно всегда относиться с вниманием к окружающим, даже если сам находишься в тяжелой ситуации. Вообще сочувствие в бедах и невзгодах другого человека признано в народе самым высоконравственным чувством, которое подчеркивает богатство души человека. Протяни руку помощи, поделись последним, одобри, утешь, постарайся избавить от страданий. По мнению народа, сострадание, содействие и сочувствие являются основами

человечности отельного индивидуума. Именно в этом заключена самая основная цель воспитания с помощью сказки.

Проблемы детского послушания находят свое отражение в таких сказках как «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д. Удивляет то, что народ уже сотни лет назад понял о тщетности наказания и сухого назидания детей, и придумал столь необычный способ, чтобы донести до них глубину проступка. А как они смогут избежать неприятностей? Сказка учит тому, что если нарушишь слово родителей – наказ, то непременно попадешь в большую беду.

Сказка и нравственное воспитание ребенка

Значение сказки уже давно признано важнейшим звеном во всестороннем воспитании любого ребенка.

Современные условия таковы, что наблюдается моральный кризис молодежи. Так что существование сказок, несущих в себе потенциал нравственных поучений, становится еще более актуальным и востребованным.

Сильная сторона всех сказок в том, что в них добро всегда одерживает победу над злом, нечестностью и несправедливостью. Русская методика направлена на то, что обсуждать с детьми аллегорический смысл той или иной сказки попросту не нужно, ведь дети даже без постороннего вмешательства и подсказок определяют идейную направленность произведения – добро побеждает зло.

Образы героев в сказках раскрываются столь ярко, что даже после первого прочтения сказки младшие школьники уже ярко представляют себе их, и формируют свое отношение к тем или иным действующим лицам. Они принимают сторону угнетенных и обиженных, осуждая действия злодеев. Дети сами готовы вступиться за несчастных людей. А когда храбрым героям удается одолеть зло, то они искренне радуются этому, ведь добро восторжествовало, а зло наказано. Дети хотят, чтобы в настоящей жизни все происходило в точности так же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...