Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста
консультация

Кобалкина Ирина Алексеевна

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniya_osanki_u_detey.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ ВЫРАЖЕНЫ ОБЫЧНО НЕРЕДКО И НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПОСТОЯННЫМИ. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ – ВЯЛАЯ ОСАНКА, ДЛЯ КОТОРОЙ ХАРАКТЕРНЫ ЧРЕЗМЕРНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ШЕЙНОГО И ГРУДНОГО ИЗГИБОВ ПОЗВОНОЧНИКА, СЛЕГКА ОПУЩЕННАЯ ГОЛОВА, ОПУЩЕННЫЕ И СДВИНУТЫЕ ВПЕРЁД ПЛЕЧИ, ЗАПАВШАЯ ГРУДНАЯ КЛЕТКА, ОТСТАЮЩИЕ ОТ СПИНЫ (КРЫЛОВИДНЫЕ) ЛОПАТКИ СВИСАЮЩИЙ ЖИВОТ; НЕРЕДКО НОГИ СЛЕГКА СОГНУТЫ В КОЛЕННЫХ СУСТАВАХ. НА ОСНОВЕ ВЯЛОЙ ОСАНКИ ПОЗДНЕЕ МОГУТ СФОРМИРОВАТЬСЯ ПЛОСКАЯ, КРУГЛАЯ И КРУГЛО-ВОГНУТАЯ СПИНА, А ТАКЖЕ БОКОВЫЕ ИСКАЖЕНИЯ (СКОЛИОТИЧНАЯ ОСАНКА) ИЛИ КОМБИНИРОВАННОЕ ИСКАЖЕНИЕ. 

НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ МОГУТ ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИ ЭТОМ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЗАМКНУТЫМИ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМИ, КАПРИЗНЫМИ, БЕСПОКОЙНЫМИ, ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ НЕЛОВКИМИ, СТЕСНЯЮТСЯ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ИГРАХ СВЕРСТНИКОВ. ДЕТИ ПОСТАРШЕ ЖАЛУЮТСЯ НА БОЛИ В ПОЗВОНОЧНИКЕ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ ОБЫЧНО ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ ИЛИ СТАТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК, НА ЧУВСТВО ОНЕМЕНИЯ В МЕЖЛОПАТОЧНОЙ ОБЛАСТИ.

ПОСКОЛЬКУ НА РОСТ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, РОДИТЕЛИ И СОТРУДНИКИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ДОЛЖНЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОЗЫ ДЕТЕЙ ПРИ СИДЕНИИ, СТОЯНИИ, ХОДЬБЕ.

 

ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ:

  •  Своевременное правильное питание;
  •  Свежий воздух;
  •  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  •  Оптимальная освещённость;
  •  Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  •  Привычка правильно сидеть за столом;
  •  Расслаблять мышцы тела;
  •  Следить за собственной походкой.

ВОСПИТАНИЕ ОЩУЩЕНИЙ НОРМАЛЬНОЙ ОСАНКИ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА: ЛЕЖА, СИДЯ, СТОЯ. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ В КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ

1. «ПТИЦЫ ПОЛЕТЕЛИ».

И.П. — В ХОДЬБЕ РУКИ В СТОРОНЫ. ХОДЬБА С АКТИВНЫМ ВЗМАХОМ РУК В СТОРОНЫ (30—40 С).

СМОТРЕТЬ ПРЯМО ПЕРЕД СОБОЙ; НЕ НАКЛОНЯТЬСЯ.

2. «ЦАПЛЯ НА БОЛОТЕ».

И.П. — В ХОДЬБЕ РУКИ НА ПОЯСЕ. ХОДЬБА НА НОСКАХ С ВЫСОКИМ ПОДНИМАНИЕМ КОЛЕН (30—40 С).

ДЫХАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ; СПИНУ ДЕРЖАТЬ РОВНО.

3. «ДЕРЕВЬЯ ВЫРОСЛИ БОЛЬШИМИ».

И.П. — О.С. ПОДНЯТЬСЯ НА НОСКИ, ПОТЯНУТЬСЯ КАК МОЖНО ВЫШЕ; УДЕРЖИВАТЬ РАВНОВЕСИЕ НА НОСКАХ 3—5 С.

ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАТЬ ВРЕМЯ УДЕРЖАНИЯ РАВНОВЕСИЯ.

4. «МЕЛЬНИЦА».

И.П. — СТОЯ, НАКЛОНИВШИСЬ ВПЕРЕД; НОГИ НА ШИРИНЕ ПЛЕЧ, РУКИ В СТОРОНЫ КРУГОВЫЕ ВРАЩЕНИЯ РУКАМИ В ПЛЕЧЕВЫХ СУСТАВАХ (5—8 РАЗ).

РУКИ В ЛОКТЯХ НЕ СГИБАТЬ.

5. И.П. — ТО ЖЕ. ПООЧЕРЕДНЫЕ ПОВОРОТЫ ТУЛОВИЩА В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЗА РУКОЙ КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ В СТОРОНУ (5—8 РАЗ).

СМОТРЕТЬ ПРЯМО ПЕРЕД СОБОЙ; НОГИ И РУКИ НЕ СГИБАТЬ.

6. «ГРАЧИ ЛЕТЯТ».

И.П. — О.С., РУКИ В СТОРОНЫ. МАХИ РУКАМИ ВВЕРХ — ВНИЗ ПО МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ АМПЛИТУДЕ (6—8 РАЗ).

ВЫПОЛНЯТЬ МЕДЛЕННО; РУКИ ДЕРЖАТЬ ПРЯМЫМИ.

7. «ПЛЕЧИ ТАНЦУЮТ».

И.П. — О.С. СВЕДЕНИЕ, РАЗВЕДЕНИЕ ЛОПАТОК; ПОДНИМАНИЕ, ОПУСКАНИЕ ПЛЕЧ ОДНОВРЕМЕННО, ПООЧЕРЕДНО И Т.Д. (1—1,5 МИН.).

ЛУЧШЕ ВЫПОЛНЯТЬ ПОД МУЗЫКУ.

8. «ХЛОПКИ».

И.П. — О.С. ПОДНЯТЬ РУКИ ВВЕРХ КАК МОЖНО ВЫШЕ — ХЛОПОК РУКАМИ; ОПУСТИТЬ ВНИЗ ЗА СПИНУ — ХЛОПОК (6—8 РАЗ).

ХЛОПКИ ВЫПОЛНЯТЬ ГРОМЧЕ; СТАРАТЬСЯ РУКИ НЕ СГИБАТЬ В ЛОКТЯХ.

9. «НАКЛОНИСЬ НИЖЕ».

И.П. — О.С. НАКЛОНЫ ВПЕРЕД С ОДНОВРЕМЕННЫМ ОТВЕДЕНИЕМ НАЗАД ПРЯМЫХ РУК КАК МОЖНО ДАЛЬШЕ (5—6 РАЗ).

СМОТРЕТЬ ПРЯМО ПЕРЕД СОБОЙ; НАКЛОНЯТЬСЯ КАК МОЖНО НИЖЕ.

10. «ПОВЕРНИСЬ».

И.П. — О.С. ПООЧЕРЕДНЫЕ ПОВОРОТЫ ТУЛОВИЩА В ПРАВУЮ И ЛЕВУЮ СТОРОНЫ С ХЛОПКОМ (5—6 РАЗ).

НОГИ С МЕСТА НЕ СДВИГАТЬ. ДЫХАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ.

11. «РЫБКА».

И.П. — ЛЕЖА НА СПИНЕ. МЕДЛЕННО ПОДНИМАТЬ ГОЛОВУ И ПЛЕЧИ, СМОТРЕТЬ НА НОСКИ 3—5 С (5—6 РАЗ).

РУКИ МОЖНО ПОСТАВИТЬ В ЗАМОК ЗА ГОЛОВУ. ЛОКТИ РАЗВЕСТИ ШИРЕ. ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАТЬ ВРЕМЯ СТАТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ МЫШЦ ВЕРХНЕГО ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА.

12. «МОСТИК».

И.П. — ТО ЖЕ. ПРОГИБАНИЕ ТУЛОВИЩА С ОПОРОЙ НА ЛОКТИ ИЛИ ПРЕДПЛЕЧЬЯ. УДЕРЖИВАТЬ «МОСТ» 3—5 С (4—6 РАЗ).

ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАТЬ ВРЕМЯ УДЕРЖАНИЯ «МОСТА»; НЕ СГИБАТЬ НОГИ В КОЛЕНЯХ.

13. «МЕДУЗА».

И.П. — ЛЕЖА НА СПИНЕ. ОДНОВРЕМЕННО ПОДНЯТЬ ВВЕРХ РУКИ И НОГИ; РАЗВЕСТИ ИХ В СТОРОНЫ. УДЕРЖИВАТЬ 3—5 С.

ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАТЬ ВРЕМЯ УДЕРЖАНИЯ; НЕ СГИБАТЬ РУКИ И НОГИ; НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ ДЫХАНИЕ.

14. «ЛОДОЧКА».

И.П. — ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ. РУКИ ПОДНЯТЬ ВПЕРЕД — ВВЕРХ, ПРОГНУТЬСЯ В ПОЯСНИЦЕ (5—6 РАЗ).

НОГИ ОТ ПОЛА НЕ ОТРЫВАТЬ.

15. «НОГИ ВЫШЕ».

И.П. — ТО ЖЕ ПООЧЕРЕДНОЕ ПОДНИМАНИЕ ПРЯМЫХ НОГ ВВЕРХ; РУКИ СОГНУТЫ В ЛОКТЯХ, ЛЕЖАТ ПОД ПОДБОРОДКОМ (6—7 РАЗ).

ВО ВРЕМЯ ПОДНИМАНИЯ НОГ — ОТВОДИТЬ ГОЛОВУ НАЗАД, ПОТЯНУТЬСЯ; ЛАДОНИ НЕ ОТРЫВАТЬ ОТ ПОЛА.

16. «ПОПЛЫЛИ».

И.П. — ТО ЖЕ, РУКИ ВВЕРХУ. ИМИТАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПЛАВАНИЯ СТИЛЕМ «БРАСС». РУКИ — ВПЕРЕД, В СТОРОНЫ, ПЕРЕД ГРУДЬЮ И Т.Д.; НОГИ СОГНУТЬ В КОЛЕНЯХ, СТОПЫ — НАРУЖУ, РАЗВЕСТИ В СТОРОНЫ И Т.Д. (40—50 С).

ДЫХАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ.

17. «КОРОВКА».

И.П. — СТОЯ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ. ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАЛУ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ. МОЖНО С ПРОИЗНОШЕНИЕМ «МУ-МУ-МУ» НА ВЫДОХЕ (40—50 С).

ГОЛОВУ НЕ ОПУСКАТЬ.

18. И.П. — В ХОДЬБЕ. ХОДЬБА С МЕШОЧКОМ ПЕСКА НА ГОЛОВЕ (ДО 1 МИН.).

СТАРАТЬСЯ НЕ УРОНИТЬ МЕШОЧЕК.

19. «ПРУЖИНКА».

И.П. — О.С. ПРУЖИНЯЩИЕ ПРИСЕДАНИЯ С МЕШОЧКОМ НА ГОЛОВЕ (6—8 РАЗ).

 

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

ОСАНКА – ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА ЧЕЛОВЕКА И ГОЛОВЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ СИДЕНИИ, СТОЯНИИ, ХОЖДЕНИИ. ОНА ФОРМИРУЕТСЯ ПОД ВЕСОМ ТЕЛА, С ПОМОЩЬЮ КОСТЕЙ СКЕЛЕТА И МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ. ОСАНКА – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА В ПРОСТРАНСТВЕ, НО И РАСПОЛОЖЕНИЕ ТАЗА, СТОП, ГОЛОВЫ ОТНОСИТЕЛЬНО КОРПУСА.

РЕБЁНОК РОЖДАЕТСЯ С АБСОЛЮТНО РОВНЫМ ПОЗВОНОЧНИКОМ, А ИЗГИБЫ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА, АМОРТИЗИРУЮЩИЕ УДАРЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ, ФОРМИРУЮТСЯ С ВОЗРАСТОМ. ПЕРВЫМ ФОРМИРУЕТСЯ ИЗГИБ В ШЕЙНОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА, ПРОИСХОДИТ ЭТО, КОГДА ДЕТИ НАЧИНАЮТ ДЕРЖАТЬ ГОЛОВУ. К 12 МЕСЯЦАМ, КОГДА РЕБЁНОК ВСТАЁТ, ИЗГИБАЕТСЯ ГРУДНОЙ ОТДЕЛ И ФОРМИРУЕТСЯ ИЗГИБ В ПОЯСНИЧНОМ ОТДЕЛЕ.

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЭТО УМЕРЕННЫЕ, СИММЕТРИЧНЫЕ ИЗГИБЫ ПОЗВОНОЧНИКА.

ИЗГИБ В ГРУДНОМ ОТДЕЛЕ ДОЛЖЕН ВАРЬИРОВАТЬСЯ ОТ 20 ДО 40 ГРАДУСОВ. ПО ПРАВИЛЬНОМУ РАСПОЛОЖЕНИЮ ГОЛОВЫ МОЖНО СУДИТЬ, ЕСЛИ МОЧКИ УШЕЙ СИММЕТРИЧНЫ. ПЛЕЧИ ИМЕЮТ СИММЕТРИЧНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ, КОРПУС И НОГИ ПРЯМЫЕ, А СТОПЫ СТОЯТ ПАРАЛЛЕЛЬНО. ЕСЛИ ПЛЕЧИ ПЕРЕКОШЕНЫ ИЛИ ПОЗВОНОЧНЫЙ СТОЛБ ИСКРИВЛЁН — ЭТО НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ.

ВИДЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

РАЗДЕЛЯЮТСЯ ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ ПО ОТКЛОНЕНИЮ ОТ НОРМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА В РАЗНЫХ ПЛОСКОСТЯХ.

ЛОРДОЗ. ОСАНКА ПРОГНУТА ВПЕРЁД, ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧАЩЕ ВСЕГО В ШЕЙНОМ ОТДЕЛЕ И ПОЯСНИЦЕ. ЕСЛИ ПРОГИБ СИЛЬНЕЙ НОРМЫ, ТО ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА СЧИТАЕТСЯ ПАТОЛОГИЕЙ.

КИФОЗ – ПРОГИБ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА К ЗАДНЕЙ ЧАСТИ. ОБЫЧНО ОН ВЫРАЖЕН В ОБЛАСТИ ГРУДИ. НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ИСКРИВЛЕНИЕ ЕСТЬ У МНОГИХ ЛЮДЕЙ, НО ПРИ СИЛЬНОМ ОТКЛОНЕНИИ ЭТО СЧИТАЕТСЯ ПАТОЛОГИЕЙ.

СКОЛИОЗ. ИЗГИБ ПОЗВОНОЧНИКА ВЛЕВО ИЛИ ВПРАВО ОТНОСИТЕЛЬНО НОРМЫ.

КЛАССИФИЦИРОВАТЬ НЕПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ МОЖНО ПО СЛЕДУЮЩИМ ТИПАМ:

СУТУЛОСТЬ – ПАТОЛОГИЯ, ВЫЗВАННАЯ ЧРЕЗМЕРНЫМ УГЛУБЛЕНИЕМ КИФОЗА ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА. У ТАКИХ ЛЮДЕЙ НАБЛЮДАЮТСЯ КРЫЛОВИДНЫЕ ЛОПАТКИ, А ГОЛОВА СОГНУТА.

КРУГЛАЯ СПИНА. ЭТОМУ ОТКЛОНЕНИЮ ПОДВЕРЖЕНЫ ДЕТИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (ОБЫЧНО ПОДРОСТКИ). ОБЫЧНО ПРИЧИНА В НЕПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКЕ, КОТОРУЮ НЕ КОРРЕКТИРОВАЛИ В БОЛЕЕ РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

ПЛОСКАЯ СПИНА. НАЧИНАЕТСЯ ПРИ УТОЛЩЕНИИ АНАТОМИЧЕСКИХ ИЗГИБОВ ПОЗВОНОЧНИКА. ПРИ ПАТОЛОГИИ ПОЗВОНОЧНИК ЧЕЛОВЕКА УТРАЧИВАЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ПРИ ДВИЖЕНИИ И ВИБРАЦИИ.

СКОЛИОТИЧЕСКАЯ ОСАНКА. ВЫЗВАНА НАРУШЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА ОТНОСИТЕЛЬНО СВОЕЙ ОСИ ВО ФРОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ. КАК ПРАВИЛО, ЭТО ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА ВЛЕВО ИЛИ ВПРАВО.

 

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ДОЛЖНА ФОРМИРОВАТЬСЯ С ДЕТСТВА, ПОЭТОМУ ВАЖНО С РОЖДЕНИЯ МАЛЫША ВЫПОЛНЯТЬ ПРОФИЛАКТИКУ СКОЛИОЗА, ЛОРДОЗА И ДРУГИХ ПАТОЛОГИЙ. МОМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТОБЫ У РЕБЕНКА ФОРМИРОВАЛАСЬ ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА, И НЕ ВОЗНИКЛО ПАТОЛОГИЙ:

НАЛИЧИЕ АКТИВНЫХ НАГРУЗОК И РЕЖИМ ДНЯ. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЛНОСТЬЮ ЛОЖИТСЯ «НА ПЛЕЧИ» РОДИТЕЛЕЙ. ИМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЫКЛАДЫВАТЬ ГРУДНИЧКОВ НА ЖИВОТ, ЧТОБЫ КРОХА ТЯНУЛСЯ ЗА ИГРУШКАМИ И ЯРКИМИ ПРЕДМЕТАМИ. МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ НА ФИТБОЛЕ. НЕ СТОИТ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ ХОДУНКАМИ И ПРЫГУНКАМИ. ЭТО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ В ОТДЕЛАХ ПОЗВОНОЧНИКА. ВЕДЬ ЕСЛИ РЕБЁНОК ЕЩЁ НЕ ХОДИТ ИЛИ ПЛОХО СТОИТ НА НОГАХ, ЗНАЧИТ ЕГО МЫШЕЧНЫЙ КОРСЕТ И ПОЗВОНОЧНИК НЕ ГОТОВЫ К ВЕРТИКАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ. В РЕЖИМ ДНЯ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ ПРОГУЛКИ, А СПАТЬ МАЛЫША СЛЕДУЕТ ВЫКЛАДЫВАТЬ НА ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ МАТРАС СРЕДНЕЙ ЖЁСТКОСТИ. ДО 12 МЕСЯЦЕВ ЕГО УКЛАДЫВАЮТ СПАТЬ В КРОВАТКУ БЕЗ ПОДУШКИ. С ГОДА ПОДУШКА ПОД ГОЛОВОЙ ДОЛЖНА ИМЕТЬ НЕБОЛЬШУЮ ВЫСОТУ, А МАТЕРИАЛ ПОДУШКИ СЛЕДУЕТ ПОДБИРАТЬ УПРУГИЙ, ЧУТЬ ПРУЖИНЯЩИЙ.

СПОРТ. ВРАЧИ РЕКОМЕНДУЮТ ПРОВОДИТЬ ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ, ПЛАВАНИЕМ. ХОРОШ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И КОННЫЙ СПОРТ.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ НЕМАЛО ЗАВИСИТ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ УЧЁБЫ, ЛЕПКИ, РИСОВАНИЯ. ТУТ ВАЖНО ПОЛОЖЕНИЕ ЗА СТОЛОМ. КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ? ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА: НОГИ СТОЯТ НА ПОЛУ, СПИНА ПРИСЛОНЕНА К СПИНКЕ СТУЛА. СВЕТ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ НОРМАМ ОСВЕЩЁННОСТИ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ РЕБЁНОК БУДЕТ ТЯНУТЬСЯ К ИСТОЧНИКУ СВЕТА, А ЕГО ПОЗВОНОЧНИК ДЕНЬ ЗА ДНЁМ БУДЕТ ИСКРИВЛЯТЬСЯ.

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАЧИНАЮЩИХ ХОДИТЬ, ОПТИМАЛЬНЫМ ВАРИАНТОМ ОБУВИ СТАНУТ БОТИНКИ (САНДАЛИИ) С ПОДОШВОЙ ИЗ ПЛОТНОГО МАТЕРИАЛА. ЗАДНИК ТАКОЙ ОБУВИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЖЁСТКИМ. В НЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЛИЧИЕ СУПИНАТОРА И ЗАСТЁЖКИ НА ЛИПУЧКЕ.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА

ОСНОВНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ЯВЛЯЮТСЯ МАССАЖ И КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЕЁ УЛУЧШЕНИЕ.

УПРАЖНЕНИЯ С ГРУДНИЧКОМ

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ МАЛЫША, МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НО ТОЛЬКО ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С ДЕТСКИМ ВРАЧОМ. ПЕРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУДНИЧКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕ СЛИШКОМ ДЛИННЫМИ (ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МИНУТ).

ВЫКЛАДЫВАЕМ РЕБЁНКА НА БОК, ФИКСИРУЕМ НОГИ СВОЕЙ РУКОЙ, АККУРАТНО ЛЕВОЙ РУКОЙ, ИСПОЛЬЗУЯ БОЛЬШОЙ И УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ, ПРОВОДИМ ПО СРЕДИННОЙ ЛИНИИ ПОЗВОНОЧНИКА ОТ ПОЯСНИЦЫ К ЗАТЫЛКУ. ПОВОРАЧИВАЕМ РЕБЁНКА НА ДРУГОЙ БОК, ДЕЛАЕМ ТО ЖЕ САМОЕ. СУТЬ УПРАЖНЕНИЯ СОСТОИТ В РЕФЛЕКТОРНОМ РАЗГИБАНИИ ПОЗВОНОЧНИКА ГРУДНИЧКА. ЭТОТ РЕФЛЕКС У ДЕТЕЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 3–4-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

ПОСЛЕ ИСПОЛНЕНИЯ ГРУДНИЧКУ 3 МЕСЯЦЕВ МОЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ТАКОЕ УПРАЖНЕНИЕ: УКЛАДЫВАЕМ РЕБЁНКА ТАК, ЧТОБЫ ОН ИСПОЛЬЗОВАЛ ЖИВОТ ВЗРОСЛОГО, КАК УПОР. БЕРЁМ МАЛЫША ЗА РУКИ И МЕДЛЕННО ПОДНИМАЕМ.

ПОДАЁМ РЕБЁНКУ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ, А ВТОРОЙ РУКОЙ УДЕРЖИВАЕМ ЕГО ЩИКОЛОТКИ И ГОЛЕНИ. СЛЕГКА ПОМОГАЕМ ЕМУ ПЕРЕВЕРНУТЬ ТАЗ, А КОРПУС РЕБЁНОК ПОВОРАЧИВАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО. ТО ЖЕ САМОЕ ДЕЛАЕТСЯ ПРИ ПЕРЕВОРОТЕ МАЛЫША НА ДРУГОЙ БОК.

ТАКУЮ ГИМНАСТИКУ, НАПРАВЛЕННУЮ НА ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ, ДЕЛАЮТ ЗА 60 МИНУТ ДО ИЛИ ПОСЛЕ ПРИЁМА ПИЩИ.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА ГИМНАСТИКИ. ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРАЧИ РЕКОМЕНДУЮТ УПРАЖНЕНИЯ ОКОЛО ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ. ИХ ЛЕГКО ВЫПОЛНЯТЬ СТОЯ У СТЕНЫ.

ДЛЯ ЭТОГО РЕБЁНКУ НЕОБХОДИМО ВСТАТЬ ОКОЛО НЕЁ КАСАЯСЬ ПЯТКАМИ, ЯГОДИЦАМИ, ЗАТЫЛКОМ И ОБЕИМИ ЛОПАТКАМИ. ЭТО БУДЕТ ПРАВИЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ. СТОИТ ЕГО ЗАПОМНИТЬ И СОБЛЮДАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ИЛИ СТОЯНИИ.

ПОЛЕЗНЫМ УПРАЖНЕНИЕМ БУДЕТ И ХОЖДЕНИЕ С КНИГОЙ НА ГОЛОВЕ. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ХОДЬБУ С БАЛАНСИРОВАНИЕ ПО БРЕВНУ.

НЕЛИШНИМ БУДЕТ И КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСТРАНЕНИЕ ИЛИ ПРОФИЛАКТИКУ ПЛОСКОСТОПИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

ВАЖНО ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ НАБЛЮДАТЬСЯ У СПЕЦИАЛИСТА-ОРТОПЕДА И КОМПЛЕКСНО ЛЕЧИТЬ ЭТО СОСТОЯНИЕ. ТЕ ДЕТИ, У КОТОРЫХ ОСАНКА ПРАВИЛЬНАЯ ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ МЕДОСМОТР РАЗ В ПОЛГОДА. ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ДЛЯ СВОЕВРЕМЕННОЙ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ И ДИАГНОСТИКИ ВОЗНИКАЮЩИХ НАРУШЕНИЙ.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОСАНКА БЫЛА ПРАВИЛЬНОЙ ВРАЧИ РЕКОМЕНДУЮТ 2–3 РАЗА В НЕДЕЛЮ ВЫПОЛНЯТЬ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СПИННЫХ МЫШЦ  И МЫШЦ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ. ИМИ СЛЕДУЕТ ДОПОЛНЯТЬ ГИМНАСТИКУ, КОТОРУЮ РЕБЁНОК ВЫПОЛНЯЕТ ПОСЛЕ СНА, ВКЛЮЧАТЬ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ.

СУТЬ В УКРЕПЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, ПРИОБРЕТЕНИИ ТЕЛОМ ВЫНОСЛИВОСТИ. МЫШЦЫ СТАНОВЯТСЯ КРЕПЧЕ И ПОЗВОЛЯЮТ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ТЕЛО И ГОЛОВУ.

ТАК ЖЕ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ХОЖДЕНИЕ БОСИКОМ И ОБТИРАНИЕ ПОЛОТЕНЦЕМ, СМОЧЕННЫМ В ПРОХЛАДНОЙ ВОДЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто п...

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Консультация для  воспитателей  по  использованию  различных  методов по  профилактике нарушения осанки у  дошкольников...

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация содержит коррекционные упражнения по профилактике осанки....

Фитбол - гимнастика, как одно из средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: «Как вырастить здорового красиво сложенного ребенка? Как можно и с помощью чего предупредить нарушение осанки?      Зд...