Адаптация ребенка в детском саду: сценарий успеха
презентация урока для интерактивной доски (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.
Особенности адаптации человека содержатся в том, что он должен добиться одновременного равновесия с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться к другим особям, которые также стараются адаптироваться и к среде и к ее обитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka_v_detskom_sadu.pptx | 161.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения. Особенности адаптации человека содержатся в том, что он должен добиться одновременного равновесия с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться к другим особям, которые также стараются адаптироваться и к среде и к ее обитателям.
Биологическая адаптация – это приспособление к обстоятельствам окружающего мира, возникшее путем эволюции. Биологическая адаптация проявляется в видоизменении человеческого организма к условиям среды . Психологическая адаптация - это процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека . ( В.А. Гордашников и А.Я. Осин) Социальная адаптация - Социальная адаптация личности – это процесс приспособления одного человека или группы к социальному обществу, представляющему собой условия, с помощью которых воплощаются жизненные цели. Виды адаптации
Адаптация – сложный физиологический процесс приспособления организма к новым условиям внешней среды или к изменениям, происходящим в самом организме человека. То есть это новый уровень работы всех органов и систем организма, который обеспечивает возможность сохранения здоровья и оптимальной жизнедеятельности человека в новых условия существования. Физиологические механизмы адаптации
Гомеостаз, или гомеостазис , свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне и основанное на устойчивости внутренней среды. Жесткие константы – температура тела, осмотическое давление, водно-солевой баланс. Подвижные константы : чсс , уровень глюкозы в крови, артериальное давление. Их задача- поддержать сохранность жестких констант. Саморегуляция – способность организма восстанавливать гомеостаз при изменении внешних условий
Н еспецифические компоненты адаптации были исследованы Г.Селье . Он показал, что в ответ на действие чрезмерных повреждающих раздражителей самой различной природы (механических, физических, химических, биологических и психических), в организме возникают стереотипные изменения. Комплекс этих сдвигов получил название «общего адаптационного синдрома». Такое приспособление является способом адаптации организма с минимизацией затрат энергии. Непецифические механизмы адаптации
Стресс- реакция
Стадия тревоги Стадия резистентности Стадия истощения Стадии стресс-реакции
Начальная фаза. Она характеризуется тем, что при первичном воздействии внешнего необычного по силе или длительности фактора, возникают стресс-реакции Фаза переходная к устойчивой адаптации. Она проявляется в условиях сильного или длительного влияния возмущающего фактора, либо комплексного воздействия. При этом возникает ситуация, когда имеющиеся физиологические механизмы не могут обеспечить должного приспособления к среде. Необходимо создание новой системы, в которой на основе элементов старых программ создаются новые связи. Фаза устойчивой или долговременной адаптации. Основным условием наступления этого этапа адаптации является многократное, либо длительное действие на организм факторов, мобилизующих вновь созданную функциональную систему. Организму нужна тренировка, во время которой происходит «фиксация сложившихся адаптационных систем и увеличение их мощности до уровня, диктуемого средой». Механизмы адаптации
Саморегуляция в стрессовых ситуациях
Нарушение механизмов саморегуляции - болезнь
Тренировка механизмов саморегуляции
Вместе с тем, расширение пределов колебаний показателей жизнедеятельности, которые могут быть компенсированы без нарушающих нормальную деятельность последствий организмом, должно означать переход на новый, более высокий уровень здоровья. Эта особенность получила название ''закона отклонения гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость постоянных возмущающих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья. В таком случае, если предъявленные к организму требования превысят его резервные возможности, в организме начинают разворачиваться адаптационные программы, направленные на сохранение постоянства внутренней среды и поддержание высокой жизнеспособности.
Психологическая адаптация - это процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека. Следовательно, психологическая адаптация - это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды. В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. При этом уровень внутреннего, психологического комфорта личности может быть показателем психологической адаптированности личности , который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностных состояний. Психологическая адаптация
Период Социальная группа Задачи развития Сильные стороны Слабые стороны 0 -1год Фигура матери Базовое доверие Базовое доверие Базовое недоверие 1-3 года Все взрослые члены семьи Автономия Сильная воля Слабая воля, стремление к власти над людьми, навязчивость 3-7 лет сверстники Инициатива Инициатив - ность Пассивность Периодизация развития личности Э.Эриксона
1 этап Нарушения сна и бодрствования Нарушения аппетита, проблемы с ЖКТ, пищевая избирательность, боязнь новой еды Сильная тревожность после ухода матери, которую трудно компенсировать Неуверенность, отказ от новых форм деятельности Пугливость Нарушения при прохождении этапов:
2 этап: Отсутствие навыков самообслуживания ИЛИ: Неумение просить о помощи Чрезмерная «прилипчивость» ИЛИ: Отсутствие/недостаточность чувства самосохранения Отсутствие/недостаточность волевых проявлений ИЛИ: Крайнее упрямство, стремление навязать свою волю
3 этап Отсутствие инициативы, покорность, чрезмерное послушание ИЛИ Неконтролируемая агрессивность Несформированные понятия о социальных нормах ИЛИ Боязнь нарушить нормы, « перфекционизм » Отсутствие умения принять на себя роль в игре и играть по правилам ИЛИ: Отсутствие гибкости
Нарушения, возникшие на любом этапе, могут быть скомпенсированы в любом возрастном периоде. 1 этап: восстановить контакт с телом Достаточная физическая активность Игры, которые предполагают прикосновения, телесный контакт Мягкие лабиринты, сухой бассейн Массаж и самомассаж Плавание
«Мама кошка» Атрибуты : маска кошки Дети – «котята» , ходят свободно по групповой комнате . Воспитатель – «кошка»(можно надеть маску) произносит слова: Котятки мои гуляют, бегают, играют. Куда вы котятки собрались бежать? Мне вас совсем не догнать. Бегите скорее ко мне под лапки. Будем играть в прятки. "Котята" бегут к "кошке" и прячутся под "лапками". Ни один "котёнок" (ребёнок) не должен остаться в стороне . Примеры терапевтических игр
«Кораблик» Атрибуты : матрасик, бубен На паласе (это «вода» ) воспитатель раскладывает матрасик – это «кораблик» . Детям надо всем поместиться на «кораблике» . Если матрасик большой – они сидят, если маленький - стоят. Воспитатель бьёт в бубен, дети «прыгают в воду» и «плавают» (ходят, бегают по паласу, по следующему удару в бубен все забираются на «кораблик » . «Хозяева и гости» Атрибуты : один обруч на пару детей , игрушка-кошечка. На полу лежат домики – обручи. В каждый «домик» встаёт ребёнок-хозяин. (тот, кого выбрала кошечка) . Воспитатель предлагает каждому «хозяину» пригласить к себе гостя (из тех, кто остался без домика) . Для этого надо назвать имя ребёнка, подойти к нему, взять за руку и привести к себе «в дом» . Потом дети меняются ролями.
Волны Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду... «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые. Ход игры После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
2 этап: увидеть свои границы Закрепить навыки самообслуживания Научить выражать свои желания Научить отстаивать свою территорию и уважать чужие границы Научить грамотно взаимодействовать с другим человеком, просить о помощи, оказывать помощь. ОБЯЗАТЕЛЬНО: Своя территория, куда другим НЕЛЬЗЯ Уголок уединения Достаточное количество игр для развития мелкой моторики (шнуровки, бизиборды и т д)
«Зеркало» Один ребенок показывает движения, другие должны точно повторить. «Острова» или «Домики» Примеры терапевтических игр
3 этап: увидеть свои возможности Создать возможность для каждого ребенка проявить свои способности. Проектная деятельность Совместное планирование (детский совет) Создать ситуацию сотрудничества в ежедневной деятельности Обучение навыкам социально приемлемого проявления агрессивности Применение развивающего оценивания
Волшебные очки Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Ход игры Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств. Примеры терапевтических игр
«Я хочу с тобой подружиться» Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим. «Помоги слепому» Для этой игры требуется пара участников. Один из них играет роль «слепого», другой – «поводыря». У первого завязаны глаза, и он должен двигаться по комнате, по собственной инициативе выбирая направление движения. Задача другого участника сделать так, чтобы «слепой» не столкнулся с предметами комнаты. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/10/11/kartoteka-igr-na-razvitienavykov-obshcheniya-kultury
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. Социальная адаптация
Компоненты Эмоциональный Мотивационный Когнитивный Поведенческий Социальная компетентность
Адаптация в конструктивной ситуации
Адаптация в проблемной ситуации
Лёгкая адаптация В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям: он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении; при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; способен занять себя на короткий промежуток времени; с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок; адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики; рассказывает родителям, как проходили занятия в саду. Сценарии прохождения адаптации
Привыкание средней тяжести Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он: с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки; при отвлечении забывает о расставании и включается в игру; общается со сверстниками и воспитателем; придерживается озвученных правил и распорядка; адекватно реагирует на замечания; редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации: нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми; слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени; отказ заходить из раздевалки в игровое помещение; нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку; агрессивность либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Очень ранний возраст Дети с хроническими заболеваниями, дети в периоде после перенесенного тяжелого заболевания или травмы Дети с задержкой психического развития Дети из дисфункциональных семей Задача педагога и психолога – выявить первичную причину, затрудняющую адаптацию и, по возможности, минимизировать ее воздействие. Дети группы риска
Нормально функционирующие семьи – это те семьи, которые используют правила, способствующие росту и изменениям каждого члена семьи и всей семейной группы в целом. Эти семьи обладают изменчивостью, способностью развиваться при сохранении стабильности и стабильностью при сохранении изменений. Дисфункциональные семьи – это закрытые семейные системы, в которых присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы. Это семьи, в которых функционирование в одной или нескольких областях нарушено, вследствие чего заблокированы потребности членов семей в росте, изменениях и самоактуализации . Родители группы риска (проблемные семьи)
Слишком тревожная мама Что нужно знать о тревоге: Нормальная тревога: естественное состояние в незнакомой ситуации. Исчезает, когда ситуация проясняется Невротическая тревога: это образ жизни, тревога ради тревоги. Причины: Семейный паттерн Непережитая травма Отсутствие адекватной самооценки Часто встречающиеся ситуации
Как бороться с тревогой: Не демонстрировать ребенку Увеличить дистанцию с людьми, способными увеличить степень тревожности Собрать как можно больше информации по тревожащему вопросу Списки, схемы, ментальные карты – способ снизить излишнюю эмоциональность Закон «кислород-пилоту»
Что делать воспитателю Дать как можно больше информации о том, что происходит с ребенком в детском саду (общий чат с фотографиями, беседа вечером, выставки детских работ итд ) Направить энергию в «мирное русло» – например, предложить возглавить родительский комитет. Дополнительно: Дональд Винникот «Маленькие дети и их матери»
Гиперопекаемый ребенок Ребенок привык быть ведомым и не проявлять инициативу Адаптационные механизмы не тренированы Нет навыка общения со сверстниками, взрослыми, не входящими в семью. Отсутствие навыков самообслуживания. Что делать воспитателю: Действовать очень неторопливо – для тренировки любого навыка нужно время постараться наладить контакт с родителями, дать им возможность осознанного самонаблюдения. Мини –тест «Есть ли гиперопека »
Честно и подробно рассказывать о том, чем дети занимаются в детском саду Не исчезать без предупреждения Не оставлять сразу на весь день. Заранее скорректировать режим дня, чтобы он совпадал с режимом детского сада Создать спокойную обстановку дома утром во время сборов в детский сад Придумать свои ритуалы прощания и встречи. Как облегчить привыкание к детскому саду (советы для родителей)
Оценка адаптационных ресурсов ребенка Общее физическое развитие: ИМТ, крупная и мелкая моторика, нарушения сна и бодрствования итд Состояние здоровья в текущий период – хронические заболевания, период после тяжелой болезни или травмы, ОВЗ Психическое развитие Эмоциональное состояние – уровень тревожности, наличие страхов Социальное развитие: самообслуживание, умение строить диалог со сверстниками и взрослыми, степень контроля своего поведения. Сценарий успешной адаптации
Время Своевременное получение необходимых для жизни ресурсов - сон, полноценное питание, свежий воздух, физическая нагрузка. Дополнительно: контроль врача при необходимости. Отсутствие соматических заболеваний в начале адаптации Создание условий для тренировки адаптивных способностей. Благоприятный психологический климат и социальное окружение. Эти ресурсы могут частично заменять друг друга . Условия для хорошей работоспособности адаптационных программ
Василькина Ю.К. «Что делать, если ребенок не хочет в детский сад» Костяк Т.В. «Психологическая адаптация детей к детскому саду» Русаков А.С. «Адаптация детей к детскому саду» Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...
Консультация «Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада? Адаптация ребенка в детском саду».
Консультация для родителей...