Роль познавательно-исследовательской деятельности в детском с аду
статья
Статья "Роль познавательно-исследовательской деятельности в детском саду" будет актуальна для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_poznavatelno.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне сделать самому - и я пойму»
(Китайская пословица)
Этим высказыванием мы придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит.
Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает. Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?» А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла. Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок пересыпается, а другой нет (сухой - мокрый). Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания. Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут? Как извергается вулкан?»
В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами. Игра - фокус способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество информации, и на это тратится небольшой промежуток времени. В ходе правильно организованного занятия осуществляется более успешная подготовка к школьному обучению.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с объектами и со средой обитания. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам.
Для того, чтобы дети не теряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.
Задача воспитателя - не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей
Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей...
"Роль познавательно - исследовательской деятельности в развитии дошкольника"
В статье раскрывается актуальность организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ в современных условиях, которые нам диктуют основные нормативные документы и общество....
«Роль познавательно-исследовательской деятельности для детей раннего возраста»
Содержание образовательной области «Познание» направлено на интеллектуальное развитие и развитие познавательных интересов детей через решение задач: развитие познавательно-исследоват...
«Роль познавательно – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. А для этого, он уже с детства должен учиться самостоятельно, добывать новые знания и уметь применя...
Презентация Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии дошкольников Черникова
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Роль познавательно- исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
иследовательская деятельность...