Учим ребенка перессказывать
консультация (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как научить ребенка пересказывать текст?
Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно школьное обучение по многим предметам. Программа по большинству из них основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка.
Как же быть, если ребенок начал учится в школе и пересказ дается ему с большим трудом? Нельзя терять время, необходимо помогать ребенку. Прежде всего, необходимо выяснить, насколько хорошо ребенок понимает и запоминает прочитанное. Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает. Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в школе или как упал с велосипеда). Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.
Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.
Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.
Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.
С чего следует начать обучение ребенка пересказу?
Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.
С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»
Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.
Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.
Обсудив тему произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.
Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.
Уважаемые родители, помните, что для развития любого умения, требуется время и систематическая работа. Ребенок учится пересказу не только на уроках, но и при выполнении домашнего задания. Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим ребенка перессказывать русские народные сказки
В данной статье даны рекомендации о том, как учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диа...
ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться
Работа логопеда удивительна и уникальна... корректируя речь, логопед возвращает ребенку роскошь человеческого общения, дает ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в ш...
Учим ребенка общаться... и учимся вместе с ним
Агрессивные дети....
Консультация для родителей "Учим ребенка общаться...и учимся вместе с ним..."
Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собс...
какнаучить ребенка перессказывать
Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст. Однако довольно часто взрослым не хватае...
Учим ребёнка перессказывать.
Эти короткие рассказы помогут легко научить ребёнка пересказывать тексты....
"Учить или не учить ребенка читать?"
Учить или не учить ребенка в дошкольном возрасте читать? Почти все родители дошкольников рано или поздно сталкиваются с таким вопросом. К сожалению, далеко не ...