Уберечь от эгоизма
статья (старшая группа)
В статье рассмотрены подходы к воспитанию детей из опыта Сухомлинского В. А.- советского педагога, публициста, создателя народной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uberech_ot_egoizma.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Уберечь от эгоизма
Самым главным корнем детского эгоизма является то, что в первые годы сознательной жизни, когда психика гибкая, чувствительная, легко поддается воспитательному воздействию,- как раз в этот период «центром вселенной» для ребенка являются его личные желания; все его чувства, его отношения к людям и к самому себе- все это вырастает исключительно на почве личных желаний и зависит от того, как они удовлетворяются. Самое малое ограничение желаний вызывает тяжелые переживания, его сердце глухо к душевному состоянию других людей, он не способен ни увидеть, ни почувствовать, ни пережить горе, несчастье близких и родных. Эгоизм калечит детскую душу. У эгоиста нет чуткости к духовному миру даже того человека, который всю жизнь отдает во имя создания радостей сына или дочери,- к духовному миру матери и отца. Человек для эгоиста- это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждения или совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы.
Эгоизм- уже никак не пережиток прошлого в сознании людей. В прекрасной семье, где отец и мать- хорошие граждане, коллективисты, сердечные и чуткие люди, ребенок часто вырастает бессердечным эгоистом.
Как же уберечь детскую душу от эгоизма?
Основное лечение от эгоизма- научить ребенка управлять своими желаниями. Воспитательная работа в этом направлении начинается в семье с того времени, как только ребенок осмыслит, что он живет среди людей и что у каждого человека есть желания, которые он стремится удовлетворить. Мы учим родителей: чтобы дети уважали людей, необходимо прежде всего уважение человеческих желаний, интересов, стремлений. Когда ребенок становится школьником, воспитание уважения к человеческим желаниям занимает большое место в познании окружающего мира разумом и сердцем. Нет и не может быть индивидуального желания, которое бы в той или иной мере не затрагивало духовного мира других людей, не соприкасаясь с чужими желаниями. Уклонить от этого столкновения желаний нельзя. Чтобы жизнь была согласованной гармонией, каждый человек должен идти навстречу закономерным желаниям других людей, подчинять свои желания гармонии жизни.
Все это я поясняю на ярких, понятных для детей примерах и- что особенно важно- использую разнообразные жизненные ситуации для того, чтобы человек учился ориентироваться в мире желаний, в переплетениях интересов, стремлений.
Вот около школы осенний цветник- хризантемы. Десятки раз каждый из вас проходит мимо этих цветов. Хочется сорвать цветок, один- единственный, чтобы полюбоваться им и получить наслаждение. Но чтобы было бы, если бы каждый делал так, как ему хочется. Вместо цветов стояли бы ободранные стебли. Гармония жизни превратилась бы в хаос разнообразных прихотей и капризов, которым нет границ и удержу. Помни, что твое желание- это быстрая птичка по имени «хочу», которая, летая в голубом небе, непременно встретится там с другой: «нельзя». «Хочу» встречается с «нельзя». И в большинстве случаев бывает так, что птичка, которую ты выпустил, должна вернуться назад, в гнездо. Для тебя это должно быть наукой: в другой раз птичку «хочу» не следует и выпускать.
Ориентироваться в этой сложной системе- хочу, нельзя, можно, нужно- это умение требует от ребенка большой сердечной чуткости к духовному миру других людей, к той гармонии согласованной жизни, о которой говорилось выше. Ребенок должен быть сам в какой- то мере творцом этой гармонии- вот как нужно вводить ребенка в мир познания разумом и сердцем. Гармония согласованной жизни звучит для человека красотой мелодий благодаря тому, что люди, как рабочие пчелы, несут добро в общий улей сложных человеческих взаимоотношений. На капельке того добра, что приносит рабочая пчелка- человек в общую кладовую богатств и ценностей, держится, по сути, человеческая мораль, нормы человеческого общежития. Если бы не было этой ежедневной заботы о капельке нектара- добра для общего блага,- жизнь общества превратилась бы в адские муки, страдания, изматывание нервов. Следовательно, чтобы предостеречь ребенка от эгоизма, необходимо последовательно учить его вносить эту ежедневную капельку добра в гармонию согласованной жизни. Тут очень важно придерживаться закономерности: из общего улья благ ребенок не должен брать больше, чем сам его приносит. Если нарушается это равновесие, рабочая пчелка становится трутнем.
В тесной связи с предупреждением эгоизма находится оберегание (охрана) чистой детской души от зла, имя которого- равнодушие. Это одна из граней эгоизма. Проклевывается росток равнодушия из того маленького зернышка, в зародыше которого лежат поучения отца- матери: «Думай и заботься о себе, а до других тебе дела нет». Начинается посев этих зернышек с незначительного и, казалось бы, невинного. Мать учит сына: «Видишь, ребята дерутся, дают друг другу тумаки- не обращай внимания, обходи стороной». И вот сын закрывает глаза не только на шалости товарищей, но и на то, что сильный обижает слабого, хулиган издевается над беззащитной девочкой. Тут опять- таки есть закономерность духовной жизни: если человек закрывает глаза на что- то одно, то скоро он будет закрывать их на все. Ничто его не будет тревожить, ничто он не будет принимать близко к сердцу. Равнодушие опустошает душу, обедняет и без того убогий мир моральных ценностей эгоистов. Человек начинает жить, как писал Ф.М.Достоевский, в «собственное брюхо».
Равнодушие- это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека в душе нет никаких идеалов, он может стать предателем, сегодня он будет втаптывать в грязь то, перед чем вчера преклонялся. Равнодушие- родная сестра бессердечности, бездушности, эмоциональной толстокожести. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце. Равнодушие не знает, что такое органическая потребность в человеке, что такое настоящая дружба, преданность человека человеку, долг сына перед родителями и отца перед детьми. За равнодушием следом идет моральное развращение.
Уберечь детскую душу от равнодушия- это означает найти и отшлифовать в каждом человеке самую прекрасную грань человечности. Первая предосторожность от равнодушия: для ребенка в жизни не может быть ничего, что не волновало бы его сердце. Отклик детского сердца на добро и зло окружающего мира- это одна из самых тонких сфер духовной жизни личности, та сфера, в которой сливаются общественные идеалы и личные стремления, рождаются и утверждаются нравственные убеждения. Вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или же, наоборот, пробудить протест, возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребенок видел мир не только глазами, но и сердцем.
Сухомлинский В.А.
Источник «Мудрость воспитания» составители: Б.М.Бим- Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей. Тема: "Жадность, эгоизм"
Рекомендации для родителей. Как помочь справиться если у ребенка проявляются такие неготивные качества: жадность. эгоизм....
Консультация"Детский эгоизм"
Детский эгоизм От “Я”,...
Консультация для родителей "Эмоционально-личностные проблемы" (Эгоизм, жадность)
Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина....
Потакание и формирование эгоизма
Консультация для родителей«Потакание и формирование эгоизма»....
консультация для родителей "Эгоизм у детей"
консультация для родителей "Эгоизм у детей"...
ДЕТСКИЙ ЭГОИЗМ
Дети - цветы жизни, любой ребенок, воспитывающийся в адекватной семье, является смыслом жизни своих родителей. Своему чаду мы стараемся дать все самое лучшее: не только то, что зовется материальными б...