Консультация для родителей "Как научить ребенка личной безопасности на улице".
консультация (старшая группа)

Нельзя всю жизнь водить за ручку малыша и, чтобы не было беды, каждый ребёнок должен твердо усвоить важные и необходимые навыки безопасности. Знают ли Ваши дети правила безопасного поведения? Проблема чаще всего в том, что правила дети знают, но, к сожалению, далеко не всегда им следуют. Если мы спросим ребенка: «Что ты будешь делать, если незнакомый человек постучит в дверь? Или «Как ты поступишь, если незнакомый дядя предложит прокатиться на машине или предложит пойти посмотреть на красивых пушистых котят?», скорее всего ребенок с уверенностью скажет, что знает как себя вести. Но беда в том, что дети далеко не всегда поступают так как говорят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как научить ребенка правилам безопасности»

Нельзя всю жизнь водить за ручку малыша и, чтобы не было беды, каждый ребёнок должен твердо усвоить важные и необходимые навыки безопасности. Знают ли Ваши дети правила безопасного поведения?

Проблема чаще всего в том, что правила дети знают, но, к сожалению, далеко не всегда им следуют. Если мы спросим ребенка: «Что ты будешь делать, если незнакомый человек постучит в дверь? Или «Как ты поступишь, если незнакомый дядя предложит прокатиться на машине или предложит пойти посмотреть на красивых пушистых котят?», скорее всего ребенок с уверенностью скажет, что знает как себя вести.

Но беда в том, что дети далеко не всегда поступают так как говорят. Между словом и действием у ребенка большой промежуток. Почему? Ответ кроется в особенностях детской психологии. Ребенок легко поддается на соблазны, его интересует все новое, необычное, малыш не может предугадать последствия своих действий, тем более, распознать злой умысел незнакомца, который кажется таким добрым и внимательным.

Как часто мы говорим детям «не трогай»«не ходи»«не открывай» — и добавляем после этого непременное «а то»«…а то ударишься»«…а то потеряешься»«…а то тебя украдут».

Возможно, в какой-то момент во время таких предостережений вы ловили себя на мысли, что попросту запугиваете своего ребенка и всё время ему что-то запрещаете. А ребенок при этом ещё и не всегда запоминает правила, и тогда после некоторого количества повторов к предостережениям невольно добавляется раздраженное«Ну сколько можно тебе повторять!»«Я же тебе уже говорила!»

Как выйти из этого замкнутого круга и сделать обучение безопасности эффективным и интересным?

Запомните, чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать и даже сто раз повторить недостаточно! Тактика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но постоянно закреплять, вводить в практику, заставлять ребенка думать, анализировать. Правила должны настолько прочно отложиться в голове ребенка, чтобы в нужный момент сработали буквально на уровне рефлексов!

Как добиться выполнения этой нелегкой задачи?

Начинайте как можно раньше. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. А в этом нам помогут любимые детские сказки.

В любой сказке есть «добрым молодцам урок», задача взрослого помочь ребенку этот урок усвоить. Возьмите за правило, не просто прочитать малышу сказку и рассмотреть с ним красивые картинки, но и довести до ребенка смысл поступков героев. Например, всеми любимая сказка «Колобок». Читая сказку, комментируйте действия героев, раскрывая смысл их поступков «Ох, Колобок, ты зачем убежал от бабушки и дедушки, разве так можно себя вести!», «Нет, Колобок, не верь Лисе! Обманет она тебя!». Спросите ребенка «Почему Колобок попал в беду?»«Кого он не послушал?»«Почему поддался уговорам Лисы?». Предложите придумать другой конец сказки, благополучный, заострив внимание ребенка на действиях и словах героя в этом случае.

И таких сказок – много! Это и «Волк и семеро козлят» - не открывайте дверь незнакомцу, даже если он прикинулся мамой, «Гуси-Лебеди» - нельзя оставлять детей без присмотра, «Кот, петух и лиса»«Заюшкина избушка»«Три поросенка»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А для детей постарше – «Красная Шапочка»«Мальчик с пальчик»«Снежная королева»«Волшебник Изумрудного города»«Стойкий оловянный солдатик» и другие.

Таким образом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. Но при этом важно учитывать, что детям, особенно маленьким, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно — прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?

Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра. Обучайте ребенка правилам безопасности, играя.

Поиграйте в сказку, разыгрывая ее сюжет с игрушками или сами станьте героями сказки. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты, которые помогут ребенку посмотреть на ситуацию «изнутри».

«Как Зайка неправильно переходил», «Как одна девочка села в чужую машину и она увезла её неизвестно куда», «Как в лифте большой волк чуть Красную шапочку не съел».

«По тротуару, у самого краешка, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и «цап-царап» — Маша оказалась внутри, и её увезли».

Разыграли — поговорили, а потом обязательно найдите вместе с ребенком вместе выход — что надо сделать, «как правильно поступить, чтобы в беду не попасть»? Где надо было идти кукле Маше, чтоб из машины её не могли схватить? Что делать Красной Шапочке, чтобы не оказаться с Волком в лифте? Конечно, действовать надо осторожно. Нам ведь важно не перепугать ребёнка, а насторожить, настроить на то, чтобы он видел опасность и мог среагировать в похожей жизненной ситуации.

А что дальше? Повторяйте и закрепляйте полученные знания и умения в жизненных ситуациях – возникающих или специально нами создаваемых.

Например, идёте по тротуару и спрашиваете: «Как ты думаешь, почему мы идём не у самого краешка?». Ребёнок должен сказать, что, во-первых, потому что опасно: машины проходят слишком близко, и, во-вторых, пояснить, в чём именно эта опасность для него заключается.

Ребёнок должен уметь сказать твёрдое «нет», должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью. Многие дети стесняются или теряются, и чтобы этого не произошло, заранее тренируйтесь, вовлекайте, играя, ребёнка в активное действие. Не важно, как вы назовёте подобные игры: «Кто громче крикнет», «Как удрать от злодея», «Найди для себя помощников», «Найди самое безопасное место», главное - оттачивать нужные навыки поведения, доводить их буквально до автоматизма. Наприер, играя в игру «Кто громче крикнет?»в конце скажите ребенку: «Дочка, у тебя хорошо получается, ты так громко кричала. Вот когда тебе нужна моя помощь, ты так же громко кричи«Мама, помоги мне!». Договорились?».

Помогайте приобретать собственный опыт. Используйте опыты и объясняйте их смысл.

Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе в практическим действием любая информация крепче запоминается!

Обучайте разными способами. Чем их больше, чем они разнообразнее, тем лучше.

Например, вы обсуждаете с ребенком тему «Почему нельзя уходить со двора?» или «Как по телефону вызвать пожарных, полицию». Если только говорить об этом, ребенку скоро станет скучно, и он благополучно забудет о ваших увещеваниях. Какие еще приемы можно использовать: нарисовать например, электроприборы или колюще-режущие предметы и спросите малыша, помнит ли он, как с ними обращаться.

Расспрашивая о деталях, вы сможете увидеть, что ребенок усвоил, а что надо бы повторить. А ещё это повод тут же поработать над ошибками и снова закрепить пройденное.

Если ваше чадо не любит рисовать, подойдет любое другое творчество: лепка из пластилина, аппликация, коллаж или плакат, можно придумать мультфильм или комикс, сочинить стишок или сказку, придумать загадку, нарисовать и пройти лабиринт, нарисовать карту, устроить викторину по типу «Что, где, когда?» - кто больше даст правильных ответов, написать сказочному герою или другу письмо и т. д.

Обязательно проверяйте на практике, тогда ребенок сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!

Обучая разными способами, вы убиваете сразу двух зайцев. «Заяц» первый: ребёнку не скучно, «заяц» второй: нужные навыки в процессе повтора и тренировок доводятся до автоматизма.

Также в настоящее время можно найти в продаже уже готовые специализированные наборы карточек по детской безопасности. Они иллюстрируют различные опасные ситуации, и по ним легко ориентироваться.

Далее – очень важно! Правила, которыми вы учите детей неукоснительно соблюдайте сами!

Пусть ваше слово не расходится с делом, с тем, как вы поступаете.

Если вы, например, регулярно перебегаете вместе с ребёнком дорогу в неположенном месте? Считайте, что вы на блюдечке приподнесли ему разрешение игнорировать дорожные правила. И он это будет делать, нет, не сейчас, а когда подрастёт. Когда вы его отпустите.

Подавайте детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания. Не назидательно, а так, в подходящий момент. «Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари». Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем, случай за случаем. Вот и отложится в голове.

Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия — те самые, которые касаются безопасности.

Запомните, полезно не выдавать готовую информацию, а заставить ребенка думать, анализировать, втянуть малыша в беседу.

Ещё лучше — побуждать малыша к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.

Не критикуйте. Ребёнок должен вам доверять, только тогда вы сможете быть в курсе событий и в случае необходимости — вмешаться, помочь.

Запомните, если мы будем подходить к вопроса обучения правилам безопасности ответственно, нам не страшно будет отпустить детей в их собственную свободную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить ребенка личной безопасности на улице"

Консультация для родителей "Как научить детей личной безопасности на улице"...

Консультация для родителей "Как научить ребенка личной безопасности на улицах"

Консультация  с рекомендациями по развитию умения взрослых воспитывать в ребенке внимательное отношение и осторожное поведение на улице; внимательное отношение к повседневной ситуации во время пр...

Консультация для родителей "Советы родителям, как научить ребенка личной безопасности на улицах"

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦАХ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦЕ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦЕ....

Консультация для родителей«Как научить ребенка личной безопасности на улицах»

Консультация для родителей " Как научить ребенка безопасности на улицах"...

Консультация для родителей «Как научить ребенка личной безопасности на улицах"

Консультация для родителей «Как научить ребенка личной безопасности на улицах»Цель: профилактика несчастных случаев с детьмиЗадачи: Развивать умение взрослых воспитывать в ребенке внимател...