Воспитываем любознательность ребенка
консультация

Сергеева Ирина Николаевна

Как же воспитывать любознательность у ребёнка? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_roditelyam.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева И.Н.

 Воспитываем любознательность ребенка

Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе.

Что такое любознательность? Любознательность – это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления. Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания.

Как же воспитывать любознательность? Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника: прежде всего – это общение с ребёнком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. А также: активная поддержка взрослым эмоции интереса, радости, удивления, проявленных самим ребёнком; внимание к вопросам дошкольника, радуйтесь детским вопросам, отвечайте на них полно и доступно; передача ему собственного интереса, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового; проявление уважения, ценностного отношения к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества.

Важно возбуждать в ребенке интерес к привычным для него предметам. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Например, понаблюдайте за поведением птиц. Сколько интересных открытий он сделает! Вдоль аллей в парках на скамейках отдыхают люди, а у их ног прыгают воробьи, ходят голуби, подбирая крошки, подлетают и трясогузки, а вот прилетела ворона и испугала всех воробьев. Обратите внимание на окраску оперенья, на размер, строение птиц, сравните их между собой, чем они отличаются друг от друга, как они кричат, как летают и почему. «Узнай птицу по голосу», «Узнай от какой птицы перышко» и др. игры помогут запомнить птиц. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти.

Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний. Такие незамысловатые игры и упражнения «Цепочки вопросов», «Вопросы по картинке», «Закончи фразу», «Попробуй представить», «Жили-были», «Что лишнее?». «Кто что делает», «Отгадай предмет по описанию» постоянно присутствуя в жизни детей, помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка.

Знания ребенка являются ненужным грузом, если он не знает, как их использовать. Поэтому нужно учить ребенка, как можно использовать свои знания, развивая направленность его воображения. Очень хорошо обучать этому, сочиняя с детьми сказку. Каждый произносит несколько своих предложений по очереди, задача взрослого при этом направить развитие сюжету к завершению. Можно сказки использовать для развития фантазии ребенка, изменять ее конец или начало, переврать сюжет или сочинить продолжение.

Обычно дети хорошо помнят сказки и сразу замечают, что изменилось, и с удовольствием придумывают свое продолжение.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом: «Золушка», «Тонет не тонет», «Цветок лотоса», «Смерч в стакане», «Смешивается - не смешивается», «Отпечатки пальцев», «Соляные кристаллы». Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките его к чистке своего костюма.

И если у вашего ребенка помимо бесконечных вопросов, которые характерны для всех детей, имеется активное проявление:

  • потребности участвовать во всех домашних делах;
  • стремление проводить разнообразные опыты и тесты;
  • интерес к логическим играм, головоломкам и ребусам;
  • научные передачи с интересными рассказчиками (они привлекают даже больше, чем мультики);
  • стремление исследовать окружающий мир при любом удобном случае.

Значит, детская любознательность сформирована и далее необходимо всячески поощрять детей в их стремлении к новым открытиям и опытам. Развитие любознательности у ребенка закладывает прочную основу для непрерывного обучения, которое будет сопровождать его в течение всей жизни, поддерживая гармоничный рост и формирование полноценной личности.

Использованная литература:

  1. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н.Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.-М.2015.
  3. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес.-М.: Знание,1984.
  4. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает?- М.: Знание, 1994.
  5. Рамонова К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. СПб, 2007. 187 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада "Воспитываем любознательность."

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – СКЛОННОСТЬ К ПРИОБРЕТЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе: "Кто живет в лесу"формировать представление детей о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются, развивать внимание, воспитывать любознательность

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей гуппе "Кто живет в лесу? позволяет формировать представление детей о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются, развивать вни...

Воспитываем любознательность через природу.

Консультации для родителей, которые помогут в развитии детей....

Консультация "Как воспитывать любознательность у ребенка"

Консультация "Как воспитывать любознательность у ребенка"...

Консультации для родителей КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультации для родителей  КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Любознательность –стремление к приобретениюновых знаний, живойинтерес ко всему тому, чтоможет обогатить жизненныйопыт, дать новыевпечатления...