"Слышу звон, точно знаю где он"
презентация

Арефьева Зоя Анатольевна

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания,  памяти и фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slyshu_zvon_szhat.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слышу звон, точно знаю, где он!» развитие фонематического слуха Разработка учителя-логопеда МАДОУ №257 г.Красноярска Арефьевой З.А.

Слайд 2

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания и памяти.

Слайд 3

Чудо-звуки . Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков — шум дождя, журчание ручья, шум морского прибоя, перезвон весенней капели, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки: какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Эти же звуки слушайте на прогулке зимой: скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной обратите внимание ребенка на перестук капели, журчание ручья, щебет птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, барабанит дождь по подоконнику. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

Слайд 4

Скажи, что ты слышишь. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы — скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр.

Слайд 5

Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек - для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем, он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую.. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Слайд 6

Что как звучит. Возьмите «волшебную палочку», постучите ей по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Где позвонили. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Слайд 7

Поставь по порядку Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней" «Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

Слайд 8

Игры, направленные на развитие фонематического слуха: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Слайд 9

«Метель» Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие... Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо) Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки. «Дует ветер»

Слайд 10

«Тихо – громко». Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо. «Близко – далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом). Цель: развитие умения менять высоту голоса Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. «Три медведя».

Слайд 11

Игры, направленные на развитие фонематического слуха: дифференциация слов, близких по звуковому составу

Слайд 12

«Правильно-неправильно» Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Банан". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши: баман, банан, паман, бана, банам, банан, ваван, даван, банан, баван. " «Какое слово отличается?» Из слов, произнесённых взрослым, ребёнок выбирает и называет то слово, которое отличается от остальных. Ком-ком-кот-ком Винт-винт-бинт-винт Канава-канава-какао-канава Билет-балет-балет-балет Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок Буфет-букет-буфет-буфет

Слайд 13

Игры, направленные на развитие фонематического слуха: дифференциация слогов

Слайд 14

«Одинаковые или разные» Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор. «Инопланетянин» Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

Слайд 15

«Похлопаем» Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Можно предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Взрослый произносит слоги: "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок хлопает, когда услышит лишний (другой) слог «Что лишнее?»

Слайд 16

Игры, направленные на развитие фонематического слуха: дифференциация фонем

Слайд 17

«Что просит мышка» Покажите детям игрушку, и скажите: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками. Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа «Поймай звук» «Найди звук» По сюжетной картинке (или внимательно посмотрев вокруг) назвать слова, которых слышится заданный звук. «Игра с мячом» Взрослый произносит слоги, слова. Ребёнок на заданный звук ловит мяч, если звука не услышит, то отбивает мяч.

Слайд 18

Играйте! Фантазируйте! Развивайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доминантное занятие по восприятию музыки Музыкальные инструменты и игрушки " Звонили звоны"

Доминантное занятие по восприятию музыки                       Тема: «Музыкальные инст...

Сценарий литературного досуга для подготовительной группы, посвященный творчеству С.В.Михалкова "Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!"

В марте 2013 года в нашем детском саду был проведен литературный досуг для подготовительной группы, посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова....

Проект области «коммуникация» на тему: «По секрету всему свету все что видел, все слышал, все что знаю, расскажу»

Цель: Формировать умение составлять повествовательный рассказ, придерживаться сюжетной линии, опираясь на наглядную основу, при рассказывании о прочитанных произведениях,  впечатлениях из личного...

Колокольный звон. Пасхальный звон.

Колокольный звон. Пасхальный звон.С давних времен звон колокола считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Б...

Программа духовно - нравственного воспитания дошкольников средствами музыки "Звонят, звонят колокола"

Программа духовно - нравственного воспитания дошкольников средствами музыки "Звонят, звонят колокола"...