консультация для родителей
консультация

Дети всегда такие разные: серьезные и грустные, веселые и задумчивые, шалуны и непоседы.  Но все они, без исключения, маленькие вундеркинды – первооткрыватели.  Работая с детьми среднего возраста, я вижу, какой это любознательный, пытливый народ.   Опираясь на собственный опыт, я предполагаю, что средний возраст - самый благоприятный для развития ребенка и особенно его познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Экспериментирование

как средство развития познавательных и коммуникативных способностей для детей дошкольного возраста

   

Дети всегда такие разные: серьезные и грустные, веселые и задумчивые, шалуны и непоседы.  Но все они, без исключения, маленькие вундеркинды – первооткрыватели.  Работая с детьми среднего возраста, я вижу, какой это любознательный, пытливый народ.   Опираясь на собственный опыт, я предполагаю, что средний возраст - самый благоприятный для развития ребенка и особенно его познавательной активности.

             Опыты и эксперименты становятся для ребёнка самой увлекательной игрой, тогда мы сможем вырастить новое, в своих поисках и находках поколение.  В своей теории педагог, психолог Николай Николаевич Поддьяков доказал, что именно - экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у детей.

             Жизнь не стоит на месте.   Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. И все эти качества закладываются уже в раннем детстве.

             Каждый день ребята делают для себя очень важные открытия, и чтобы не погасить искорки любознательности, а развивать их и помогать находить ответы, надо знать особенности ребенка, найти к нему подход и, конечно же, создать условия для поддержания его желания узнавать мир. Особенность экспериментирования с детьми в том, что оно происходит в привычной, обычной для детей жизни через игру, ненавязчиво, по принципу «Помоги мне это понять самому». Например, как узнать, надо надевать сегодня на прогулку варежки или нет? Давайте узнаем. И во время прогулки предлагаю детям подержать снег в руках. Холодно? Руки замерзли? Вопрос отпал.

             Ни для кого не секрет, что дети очень любят, есть снег? Проверяем. На прогулке вместе с детьми набираем в чашку снег, приносим в группу. Снег растаял, и дети сами увидели, какой он грязный. Можно его кушать? Дети сами отвечают: «Конечно, нет!». И так от эксперимента к эксперименту, получая новые знания о мире: тонет – не тонет, тает – не тает, намокает, рвется, мнется.

             Дети не всегда делают выводы вслух, но наблюдение за их дальнейшим поведением позволяет утверждать, что эксперимент не прошел бесследно.

            Экспериментирование проводится и в организованной деятельности с детьми. С этой целью в группе создан уголок экспериментирования, где собраны предметы живой и неживой природы, утилизированный и прочий материал (кусочки, ткани, пробки, мерные ложки, сита и воронки разного материала, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые шприцы без игл и т.д.). Природный материал: (камешки, перья, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, ёмкости с землей, песком, листья, веточки) и т.п.

По совместной организованной деятельности был разработан цикл деятельности «В гостях у профессора Знайкина» и картотека опытов, игры по экспериментированию.

Тема: «Вода»

Свою работу  я начала с экспериментов с водой. С  помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду. Интересно поиграть с Зимушкой-Зимой, которая пришла в гости, принесла снежки ватные  и из снега: дети обследуют, проводят опыты, сравнивают  их, находят сходства и различия, делают простейшие выводы, а затем просто играют.

В процессе ознакомления с водой, снегом, дети научились умению наблюдать, обследовать, сравнивать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дети приобрели знания, что вода льется, переливается из лейки в стаканчик, она может быть прозрачной, но можно раскрашивать в разные цвета и тогда она будет цветной, а если заморозить цветную воду, то она превратится в красивую льдинку. Так дети научились преобразовывать окружающую среду - быть творцами.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой –пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Игры, рисование и экспериментирование с песком развивают у детей фантазию, художественно - творческие способности, мелкую моторику.

 

Тема: «Воздух»

В режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму, так же дети выяснил, что камни тонут в стакане с  водой и поэтому вода  поднимается выше.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста, помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

             Работа по детскому экспериментированию строится по принципам: от простого и знакомого, к сложному и малознакомому; от близкого к далёкому.

             Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх по экспериментированию всегда ведётся непрерывный разговор с детьми, активно использую художественно-литературный материал (стихи, потешки, рассматриваются детские энциклопедии), который позволяет мне заинтересовать детей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

          Такая организация совместной деятельности пробуждает творческую активность, стимулирует речевые высказывания детей и развитие коммуникативной функции речи детей. Они с удовольствием играют друг с другом, активны в познавательной деятельности, особенно хорошо развивается связная речь и мотивация их на осмысленную поисково–исследовательскую деятельность.

             Детям, привыкшим к играм с элементами экспериментирования, свойственна свобода мышления, раскованность, готовность решать проблемные ситуации.

             Работу по игровому экспериментированию осуществляем совместно с родителями воспитанников. Мы информируем их о результатах детских экспериментов и предлагаем схожую игровую ситуацию для проведения домашних опытов, так же вывешиваются консультации («Игры на кухне», «Игры в ванной», «Маленькими шагами в прекрасный мир!»)  выставляются папки передвижки «Экологическое воспитание», «Опыты в природе», «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста»).

              На мой взгляд, такие «домашние задания» способствуют формированию более качественного общения родителей со своими детьми. Родители становятся партнерами ребенка в процессе эмоционального и практического познания мира, совместные переживания которого способствуют формированию эмоциональной близости ребенка с родителями на деловой основе. Суть моего педагогического опыта характеризует пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму!».

     

Список используемой литературы:

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ УправлениеДОУ,N4,2004,

Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание.N1,2005

Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...