Консультация "Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста.
Данная тема стала актуальной для глубокого ее изучения. И неудивительно, что все больше ученые-исследователи заостряют на ней свое внимание. Вкладывая в нынешнюю молодежь все большие средства по их образованию и дальнейшему трудоустройству, государство чаще стало задаваться вопросом воспитания эстетически развитой личности. Однако, в погоне за созданием для общества образованной ячейки, государство стало забывать об их художественном воспитании и сталкиваться с черствым, меркантильным человеком в итоге.
Пришло время задуматься над этой проблемой всерьез и определить ту стадию возрастного порога, когда еще есть шанс не упустить момент определения потенциально эстетически и художественно развитой личности. Все чаще исследователи приходят к выводу, что самой благоприятной областью для достижения этой задачи является музыка. И развивать «музыкальную личность» стоит уже с младенческого возраста.
В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
С чего же стоит начать родителям, чтобы не упустить этот момент и воспитать гармоничную личность и социально устойчивую ячейку общества? Можно дать несколько советов по обучению детей музыке в раннем возрасте. Именно обучению, так как разовое занятие не приносит стабильного результата. А лишь закрепление полученных знаний снова и снова в скором времени порадуют родителей и принесут пользу для развития даже будущих черт характера ребенка.
Основы музыкального воспитания и развития должны даваться с самого раннего возраста. А этим периодом принято считать почему-то возраст от года до трех. Позвольте с вами не согласиться и попытаться опровергнуть данную теорию. Я считаю, ранним возрастом ребенка стоит считать период его жизни еще в утробе матери. Ведь уже там ребенок начинает слышать и чувствовать музыку, запахи, прикосновения мамы, различать голоса столь близких и родных ему людей - родителей.
Специалисты утверждают, что у детей, которым давали слушать музыку, находясь еще в утробе, хорошо развит слух и чувство ритма. Они также быстрее других начинают реагировать на звуки и различать их. Маме стоит в период беременности поберечь себя и малыша от резких, неприятных звуков. А слушать по большей части спокойную, красивую музыку. При этом не забывать наблюдать за реакцией малыша. Ребенок сам подскажет маме свои ощущения. Тесная связь мамы и малыша будет способствовать этому.
Но очень важно продолжать интенсивно развивать музыкальные способности ребенка и после рождения. Что же следует делать?
Идеальным вариантом для новорожденного будет музыкальное сопровождение всех его действий.Для этого лучше выбрать классическую музыку. Ее сложные звуки возбуждают такие же сложные нервные модели, которые в свою очередь стимулируют некоторые процессы в коре головного мозга, отвечающие за ускорение интеллектуального и творческого развития.
До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 секунд. В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, маме стоит спеть одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д., без текста «на ля-ля». Слова еще не являются основным критерием развития музыкальных способностей. Пока мама общается с ребенком через музыку.
После полугода можно начать развивать у малыша чувство ритма. Для этого существует масса интересных и увлекательных игр. Например: «Ладушки». Мама напевает песенку и хлопает в ладоши вместе с ребенком, делая акцент на сильный звук такта мелодии. Ближе к году, малыш будет способен проделать тоже самое с другой мелодией.
После года, когда ребенок начинает произносить первые слова, можно приступить к развитию его музыкального слуха. Для этого можно использовать детские музыкальные инструменты, такие как металлофон, дудочка, пианино. Последнее, скорее всего, будет больше всего актуально и интересно для обоих. На пианино можно показать, как поет птичка, нажимая на клавиши малой октавы (высокий звук), затем попросить ребенка воспроизвести звук самому. С помощью низких нот можно изобразить грозу, резко переходя в более высокую тональность для имитации капель дождика.
Немного о музыкальных инструментах
К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону – прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми... – так им легче подобрать и заучить предложенную музыку. Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается «путеводитель по струнам». Вы подкладываете за струны «шпаргалку» - путеводитель с нарисованной стрелкой, - и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую мамой музыку. Хорошо, если мама сама играет на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах – арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин. Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы не завысить возможности маленького ребенка и в то же время знать, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится. Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.
Как слушать музыку?
Непременное условие - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа. Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и «Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.
Музыкальный репертуар для детей 2-3 года жизни
Я бы порекомендовала для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их «знакомых» изобразит музыка. Рекомендую пьесы: «Птички», муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; «Воробей» А.Руббаха или Е.Тиличеевой; «Кошка» Е.Тиличеевой, «Большая собака» М.Раухвергера; «Медведь» Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; «Мишка» М.Раухвергера или Г.Фрида; «Дождик» Г.Лобачева или В.Фере, «Машина» («Езда в машине») Г.Фрида; «Автомобиль» М.Раухвергера. Это далеко не полный список. Если мама играет на фортепиано, то есть еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок. Уже на втором году жизни ребенка можно включить в слушание пьесы С.Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни добавить пьесы А.Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П.Чайковского, «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э.Грига «Птичка»; музыку В.Моцарта.
А теперь немного о пении. Как научить малыша подпевать?
С малышом стоит петь чаще, стараться не пропускать ни одного дня. Разучивать песни «с голоса». Чередовать пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Использовать детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Стараться не искажать мелодию. Петь негромко. Избегать преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая , начнет изображать без звука движение рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. Стараться подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные стоит петь спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. Главное помнить: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Птички»:
Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зернышек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички - клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:
1. Ладушки, ладошки, Звонкие хлопошки, Хлопали в ладошки, (После каждого куплета надо протяжно петь «Да» и хлопать по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением). Хлопали немножко. Да!
2. Кашку варили, Ложечкой мешали, Куколку кормили, Кошечке давали. Да!
3. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук-тук, Тук – тук – тук. Да!
4. Ладушки плясали, Деток забавляли, Ля-ля-ля-ля, Ля-ля-ля. Да!
5.Ладушки устали, Ладушки поспали. Баю-баю, баюшки, (Соединив ладошки прикложить их к щёчке). Баю-баю, ладушки. Да! (Как в первом куплете).
Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков. Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. Мама поет песенку «Птичка»:
Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко. Подожди, не улетай! Улетела. Ай!
Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например:
«Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка). Поет, поет моя Танечка, Поет, поет хорошая, Хорошая, пригожая. Поет, поет свою песенку: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля!» (2 раза).
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, можно услышать, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.
Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие малыша и то, как родители воспитывают его.
Однако, музыкальное развитие предполагает не только слушание и подпевание. Неотъемлимой частью музыкальных занятий являются и музыкально-ритмические движения, развивающие не только чувство ритма, но и координацию движений, правильное ориентирование в пространстве и, конечно же, образное восприятие музыки и умение передавать идею в движениях, то есть воображение и фантазию. С чего же стоит начать родителям?
Первый год жизни В 6 месяцев мама может поплясать с малышом, держа его на руках. Движения:
идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись в каждом куплете – т.е. в начале каждого куплета.
Музыка:
можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко). Затем усложняем задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Двухчастная форма – это музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема АВ). Части контрастны, отличаются новым музыкальным материалом (мелодией), могут отличаться темпом (медленно-быстро), динамическими оттенками (тише-громче) и т.д. Например: «Где ты, заинька?». 1 часть музыки: ребенок сидит. Мама и малыш хлопают в ладоши. Мама поет: Хлопай, хлоп, хлоп, хлоп (4 хлопка) Хлопай хлоп, хлоп, хлоп. (4 хлопка) 2 часть музыки: Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). За этой пляской закрепляется определенная музыка. Она не должна звучать в других плясках. Движения первой и второй части все время неизменны: Первая часть – хлопки; вторая часть – ручки пляшут. Тогда в начале второго года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку. Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Для этой пляски очень рекомендуем белорусскую народную плясовую «Юрочка».
Второй год жизни. Малыши на втором году очень любят пляску «Айда!». Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет. 1 часть(А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда 2 часть(В) Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза) Ай Первая часть (А): мами малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь в право влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают Айда. 2 Часть (В) Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину.
Третий год жизни. Стоит отметить, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Схема: (АВА). Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись), а мама лишь поет, то малыш пляшет сам, без ее участия. К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой. Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем ребенка, чтобы он поплясал; обещаем мороженое-пирожное, «живую собаку», «покатать на большом велосипеде» -ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: «Он умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!» Вовочка и не думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное – вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова «Не бойся!» и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом. А мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть.Внимание! Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко. Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.
Для детей от 3 лет и старше предпочтительней проводить игры на развитие музыкальных способностей, основанные на сравнении звуков разных предметов. Для этого можно использовать емкости, изготовленные из разных материалов: пластик, стекло, металл. Возьмите в руки карандаш и ударьте по одной из емкостей, демонстрируя тем самым ребенку определенный звук, исходящий от каждой из них. Затем попросите малыша отвернуться и попробовать угадать предмет по его звучанию. Еще существует одна не менее увлекательная игра, которая придется по нраву каждому юному музыканту. Она называется «Оркестр». Возьмите 5 стеклянных банок или бутылок, и налейте разное количество воды в каждую из них. Предложите ребенку слегка ударить по каждой емкости и охарактеризовать каждый получившийся звук. После этого, попросите расставить бутылки с водой по порядку (от низкого звука, к высокому). В качестве завершения занятия сыграйте с малышом на этом чудо-инструменте. Подобные игры способствуют не только формированию музыкального слуха у, но и развитию музыкально-творческих способностей у ребенка.
Таким образом, подготовив ребенка к более углубленному познанию музыки, можно открыть для него ряд новых возможностей в выборе будущего. Даже если малыш никогда не станет великим музыкантом, можно быть уверенным, что музыка ему не сможет никак навредить. Скорее наоборот, она поможет посмотреть на мир через призму прекрасного и совершенного!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)
Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...
Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через музыкально-театрализованную деятельность в условиях перехода к ФГОС
Методы и приёмы в работе с детьми раннего возраста по театрализованной деятельности....
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Выступление на РМО музыкальных руководителей: Тема: «Роль музыки в формировании познавательных способностей детей раннего возраста».
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творчес...
Развиваем музыкальные способности детей раннего возраста
Листовка для родителей Консультационного Центра, чьи дети не посещают детский сад...
Консультация для родителей "Молодым мама о развитии музыкальных способностей детей раннего возраста"
Самая первая, доступная ребенку музыкальная деятельность – слушание. Мамино пение колыбельной - важная часть процесса общения ребенка и матери. Известно, что у поющей матери ребенок раньше загов...
Развиваем музыкальные способности детей раннего возраста в досуговой (игровой) деятельности
консультация для родителей "Развиваем музыкальные способности детей раннего возраста в игровой (досуговой) деятельности....