Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха.
консультация (подготовительная группа)
Что такое фонематический слух?
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».
Родители часто говорят: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Таким нарушением речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь ребёнку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Развитый фонематический слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- четко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
- успешно освоить письмо и чтение.
Предлагаю вам веселые и несложные игры для развития фонематического слуха.
Упражнение № 1. «Назови слова»
1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.).
2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т.д.).
3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф.и т.д.).
Упражнение № 2. «Хлоп-хлоп» (Обучение звуковому анализу слова)
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания:
1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
(Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.)
2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
(Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.)
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение № 3. «Путаница» «Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз-два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам».
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение № 4. «Отгадай слово».
Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» …ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)
Упражнение № 5. «Длиннее-короче»
Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать».
Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.
Важно правильно подобрать время для проведения игр, не надо заставлять малыша, если у него нет желания заниматься, если он себя плохо чувствует или хочет спать – от игр малыш должен получать только положительные эмоции и хорошее настроение.
Для данного вида занятий достаточно отводить по 15-20 минут в день,
и результат не заставит себя ждать.
Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
по развитию фонематического слуха.
Что такое фонематический слух?
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».
Родители часто говорят: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Таким нарушением речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь ребёнку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Развитый фонематический слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- четко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
- успешно освоить письмо и чтение.
Предлагаю вам веселые и несложные игры для развития фонематического слуха.
Упражнение № 1. «Назови слова»
1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.).
2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т.д.).
3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф.и т.д.).
Упражнение № 2. «Хлоп-хлоп» (Обучение звуковому анализу слова)
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания:
1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
(Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.)
2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
(Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.)
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение № 3. «Путаница» «Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз-два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам».
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение № 4. «Отгадай слово».
Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» …ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)
Упражнение № 5. «Длиннее-короче»
Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать».
Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.
Важно правильно подобрать время для проведения игр, не надо заставлять малыша, если у него нет желания заниматься, если он себя плохо чувствует или хочет спать – от игр малыш должен получать только положительные эмоции и хорошее настроение.
Для данного вида занятий достаточно отводить по 15-20 минут в день,
и результат не заставит себя ждать.
Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию фонематического слуха.
Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха...
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей
Рекомендации родителямпо развитию фонематического слуха у детей...
Методическая разработка "Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР"
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего п...
Методическая разработка "Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР на летний период"
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего п...
Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей
Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...
Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха детей
Данная рекомендация направленна на оказание помощи родителям в развитии фонематическго слуха детей в повседневной жизни. Эти упражнения не займут много времени у взрослых, но при этом окажут большую п...
Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей
В рекомендациях для родителей по развитию фонематического слуха у детей освещены теоретические вопросы, тот минимум информации, который необходим родителю для работы с ребенком дома, а также представл...