Адаптация ребенка к ДОУ
статья

Варьюла Татьяна Николаевна

В статье рассматривается адаптация, степени адаптации и рекомендации для родителей о том как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_dou.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Адаптация ребенка к ДОУ

На сегодняшний день все большее количество родителей приходят на консультацию к детскому  психологу с запросами касающиеся адаптации ребенка. Дело в том, что существует огромное число статей, книг, мнений, даже иногда которые расходятся о том, как же помочь ребенку  в период адаптации. И вновь и вновь проблема адаптации актуальна на сегодняшний день. Давайте рассмотрим основные составляющие адаптации и рекомендации для родителей.

Детский сад—это новая среда, обстановка, новые правила, новые люди и адаптация.

Итак адаптация- это процесс приспособления к новым условиям. В этот процесс включаются 3 большие составляющие:

  1. Физиологическая готовность.

Это значит, что все связанное с телом,  с физиологией ребенка должно подстроиться под новые условия. В дошкольном учреждении к таким факторам относятся следующие моменты:

  • Режим дня (ранний подъем ребенка, прогулка, дневной сон, еда по расписанию)
  • Умение садиться на горшок, ходить без памперсов.
  • Еда. Еда один из ключевых моментов в адаптации. Если ребенок питается смесью или грудным молоком, это затрудняет  процесс привыкания к новому месту. Так как дети раннего возраста уже держат ложку и пьют из чашки.
  • Речь ребенка. Она может в виде жестов или слов.
  • Важным фактором становится первоначальное здоровье ребенка при поступлении.

  1. Психологическая готовность.
  • Индивидуальные особенности ребенка и мамы.
  • Навык расставания с мамой.
  • Не маловажен уровень доверия к другим людям.

  1. Социальная готовность.
  • Умение ребенка взаимодействовать с другими детьми, не бояться их.
  • Умение играть.

Адаптация ребенка должна начинаться не в детском саду, а заблаговременно, с того момента как родители точно решили водить ребенка в детский сад.

  1. Убедитесь в своей уверенности, что детский сад ребенку необходим именно сейчас. Дети очень чувствительны к состоянию родителя, если родитель испытывает чувство вины за то, что ребенку приходится ходить в сад—адаптация затянется или родитель вовсе откажется от идеи ходить в детский сад.
  2. Важно помнить о трех составляющих в подготовке к детскому саду. Заранее познакомьтесь с воспитателями и будет здорово, если воспитатели вам приглянулись, но если нет, то не отчаивайтесь. Бывает так, что в процессе воспитания вашему ребенку будет подходить стиль воспитания, да и первое мнение бывает обманчивым.
  3. В первые дни посещения рекомендуется оставлять ребенка на несколько часов с последующим увеличением времени. Так, же в первые дни у детей наблюдается адаптационный синдром: плач, истерики на ровном месте, ночные кошмары, отказ от еды, вздрагивание и тд.

Этот синдром начинает сглаживаться постепенно с периодом привыкания—и   этот период сменяется быстрым развитием ребенка (лучше говорит, ест, танцует, всем начинает интересоваться и тд.)

  1. Разрешите ребенку взять с собой игрушку, пусть она будет не самая любимая, но хорошо знакомая и легко обрабатывается.
  2. Помните, что момент расставания, не должен превращаться в долгие проводы, сделайте его легким, со своим ритуалом (помахать рукой, отправить воздушный поцелуй и тд), в таком случае ребенку легче вас отпустить. Если маме трудно расставаться, пусть поможет папа или другие родственники.
  3. Постарайтесь, не делать длительных перерывов в посещении детского сада. Не закрепляйте нежелательное поведение, не забирайте ребенка из садика если он добивается ухода истериками и плачем.
  4. Вечером после детского сада, чаще ребенка гладьте, качайте, играйте. Пусть дома будет все тихо и спокойно.
  5. На время адаптации откажитесь от увеселительных походов в цирк, кино, гости.

Многие родители спрашивают «А бывает ли адаптация без слез?»

Однозначный ответ здесь—«нет!» В норме у ребенка должны включаться защитные функции организма. И только, когда ребенок понимает, что среда его нахождения безопасна, они угасают.

В случае если различные факторы не дают ребенку адаптироваться, то появляется патологическая адаптация. Патологическая адаптация- это чаще всего болезнь.

В норме выделяют 3 степени адаптации

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация или патологическая: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

Длительная адаптация  родителей приводит к  детскому психологу, где наиболее частые претензии родителей становятся- «воспитатель плохо относится к ребенку, ребенок не веселится в саду»- и как правило, чаще всего начинают обвинять воспитателей. Любой руководитель ДОУ ставит, как правило,  на группу раннего развития самых ответственных людей, ведь проблемы точно никому не нужны. Поэтому прежде чем унывать и кого-то винить, нужно разобраться,  почему так происходит.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от родителей  и воспитателей. Положительный опыт родителей часто помогает и их детям преодолеть трудности, а компетентный педагог готов оказать поддержку не только детям, но и родителям. Когда родитель-ребенок-воспитатель взаимодействуют и благостно относятся друг к другу обычно случается чудо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...