Адаптация ребенка к ДОУ
статья
В статье рассматривается адаптация, степени адаптации и рекомендации для родителей о том как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_k_dou.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к ДОУ
На сегодняшний день все большее количество родителей приходят на консультацию к детскому психологу с запросами касающиеся адаптации ребенка. Дело в том, что существует огромное число статей, книг, мнений, даже иногда которые расходятся о том, как же помочь ребенку в период адаптации. И вновь и вновь проблема адаптации актуальна на сегодняшний день. Давайте рассмотрим основные составляющие адаптации и рекомендации для родителей.
Детский сад—это новая среда, обстановка, новые правила, новые люди и адаптация.
Итак адаптация- это процесс приспособления к новым условиям. В этот процесс включаются 3 большие составляющие:
- Физиологическая готовность.
Это значит, что все связанное с телом, с физиологией ребенка должно подстроиться под новые условия. В дошкольном учреждении к таким факторам относятся следующие моменты:
- Режим дня (ранний подъем ребенка, прогулка, дневной сон, еда по расписанию)
- Умение садиться на горшок, ходить без памперсов.
- Еда. Еда один из ключевых моментов в адаптации. Если ребенок питается смесью или грудным молоком, это затрудняет процесс привыкания к новому месту. Так как дети раннего возраста уже держат ложку и пьют из чашки.
- Речь ребенка. Она может в виде жестов или слов.
- Важным фактором становится первоначальное здоровье ребенка при поступлении.
- Психологическая готовность.
- Индивидуальные особенности ребенка и мамы.
- Навык расставания с мамой.
- Не маловажен уровень доверия к другим людям.
- Социальная готовность.
- Умение ребенка взаимодействовать с другими детьми, не бояться их.
- Умение играть.
Адаптация ребенка должна начинаться не в детском саду, а заблаговременно, с того момента как родители точно решили водить ребенка в детский сад.
- Убедитесь в своей уверенности, что детский сад ребенку необходим именно сейчас. Дети очень чувствительны к состоянию родителя, если родитель испытывает чувство вины за то, что ребенку приходится ходить в сад—адаптация затянется или родитель вовсе откажется от идеи ходить в детский сад.
- Важно помнить о трех составляющих в подготовке к детскому саду. Заранее познакомьтесь с воспитателями и будет здорово, если воспитатели вам приглянулись, но если нет, то не отчаивайтесь. Бывает так, что в процессе воспитания вашему ребенку будет подходить стиль воспитания, да и первое мнение бывает обманчивым.
- В первые дни посещения рекомендуется оставлять ребенка на несколько часов с последующим увеличением времени. Так, же в первые дни у детей наблюдается адаптационный синдром: плач, истерики на ровном месте, ночные кошмары, отказ от еды, вздрагивание и тд.
Этот синдром начинает сглаживаться постепенно с периодом привыкания—и этот период сменяется быстрым развитием ребенка (лучше говорит, ест, танцует, всем начинает интересоваться и тд.)
- Разрешите ребенку взять с собой игрушку, пусть она будет не самая любимая, но хорошо знакомая и легко обрабатывается.
- Помните, что момент расставания, не должен превращаться в долгие проводы, сделайте его легким, со своим ритуалом (помахать рукой, отправить воздушный поцелуй и тд), в таком случае ребенку легче вас отпустить. Если маме трудно расставаться, пусть поможет папа или другие родственники.
- Постарайтесь, не делать длительных перерывов в посещении детского сада. Не закрепляйте нежелательное поведение, не забирайте ребенка из садика если он добивается ухода истериками и плачем.
- Вечером после детского сада, чаще ребенка гладьте, качайте, играйте. Пусть дома будет все тихо и спокойно.
- На время адаптации откажитесь от увеселительных походов в цирк, кино, гости.
Многие родители спрашивают «А бывает ли адаптация без слез?»
Однозначный ответ здесь—«нет!» В норме у ребенка должны включаться защитные функции организма. И только, когда ребенок понимает, что среда его нахождения безопасна, они угасают.
В случае если различные факторы не дают ребенку адаптироваться, то появляется патологическая адаптация. Патологическая адаптация- это чаще всего болезнь.
В норме выделяют 3 степени адаптации
1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;
3) тяжелая адаптация или патологическая: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;
Длительная адаптация родителей приводит к детскому психологу, где наиболее частые претензии родителей становятся- «воспитатель плохо относится к ребенку, ребенок не веселится в саду»- и как правило, чаще всего начинают обвинять воспитателей. Любой руководитель ДОУ ставит, как правило, на группу раннего развития самых ответственных людей, ведь проблемы точно никому не нужны. Поэтому прежде чем унывать и кого-то винить, нужно разобраться, почему так происходит.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от родителей и воспитателей. Положительный опыт родителей часто помогает и их детям преодолеть трудности, а компетентный педагог готов оказать поддержку не только детям, но и родителям. Когда родитель-ребенок-воспитатель взаимодействуют и благостно относятся друг к другу обычно случается чудо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"
Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...