Как помочь агрессивному ребенку?
консультация

Синельникова Екатерина Александровна

Причины детской агрессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnyy_rebenok.docx54.46 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЁНКУ

C:\Users\12\Desktop\SfQejvxZThXWI389PywC4FHDoYKhT6Np.jpg

Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Агрессивное поведение ребёнка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов или других агрессивных действий. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых или эмоции.
Виды агрессивного поведения.

Вид агрессии

Как проявляется

Физическая

Использование физической силы – разрушительные действия, драки

Словесная

Ссоры, крики, визги, угрозы, проклятия, ругань

Прямая

Направлена на какой-либо конкретный субъект или объект

Косвенная (скрытая) (основана на механизме перенесения), например, мама не дает конфету, ребенок тут же кидает игрушку

Действия, окольным путем направленные на какое-либо лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.).

Действия, которые характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаком по столу)

Пассивная агрессия

Манипулировании – скрытый способ добиться своего, его цель – расстроить, вывести из равновесия окружающих

Активная (враждебная) агрессия

Специальные действия, направленные на причинение вреда

Болезненная агрессия

Неконтролируемые вспышки ярости, гнева и разрушительные действия

Аутоагрессия

Направлена на себя (бьет себя, стучится головой об стенку, кусает себя, рвет на себе волосы и т.д.)

Инструментальная агрессия. Ассертивность (позитивная агрессия, настойчивость, активность)

Адекватное средство достижения какой-либо цели (достичь успеха в какой-либо деятельности)

Защитная агрессия

Самозащита, даёт отпор агрессору, реакция на неприятные ситуации или нежелание что-либо делать. Может выражаться во всех предыдущих видах

Агрессивное поведение детей становится своеобразным сигналом SOS, криком о помощи: «Обратите внимание на меня – я чувствую, что я – плохой, меня не любят,  я ничего не могу». В ребенке слишком много негативных эмоций, с которыми он не в силах справиться. В агрессивных детях очень много тревоги и страхов, поэтому они всеми силами пытаются защитить себя, а лучшее средство защиты – нападение (незрелость психики, неумение себя защитить по-другому).

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже в самом раннем возрасте (младенческий возраст, когда ребенок сосет материнскую грудь, а молока допустим мало, ребенок начинает покусывать грудь, из-за того что хочет кушать - это и есть первые признаки злости из-за неудовлетворенной потребности в еде).

Примерно в 8-9 месяцев мы можем наблюдать первые попытки ребенка проявить свою волю. Родители ошибочно будут называть это упрямством, если они слишком авторитарны и не терпят, когда ребенок сопротивляется каким-либо действиям с их стороны. А это познание мира вокруг, познание себя и своих возможностей, познание своих родителей. В этом возрасте родителям нужно мягко «гнуть свою линию», а не ждать, что ребенок немедленно сделает все, о чем вы только скажете. Хотите получить упрямого и агрессивного ребенка? Постоянно ставьте ограничения своему ребенку. Говорите «нельзя» по каждому поводу и без, при этом не объясняя причин запрета.

В 2-3 года увеличивается роль эмоциональных переживаний, а их проявления не успевают контролироваться социальными нормами и волевыми усилиями. Проявления агрессивности связаны с полоролевой идентификацией ребенка (т.е. мальчики более агрессивны, чем девочки).

Наш российский ученый, физиолог И. П. Павлов обратил внимание на то, что реакция агрессивности является врожденной, но проявляется по-разному в зависимости от типа нервной системы. Типы нервной системы по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик; слабый тип – меланхолик.

Ряд ученых считают агрессию выученной реакцией, которая может быть приобретена путем наблюдения ребенка за поведением мамы, папы или других родственников или подражания авторитетному лицу (дядя, киногерой и др.). Если кто-то из членов семьи повышает голос, ругается, приказывает, обзывает или способен ударить другого взрослого или детей, то ребенок решает: именно так и надо поступать в жизни. 

Агрессивное поведение может проявляться из-за ревности к братьям и сестрам, которые особенно ярко могут проявляться у 1-3 годовалого малыша, когда «вдруг» появляется соперник за мамину любовь и внимание.

Кризис 1 года, 3 лет, 7 лет – частые факторы агрессивности. Агрессия в этот момент проявляется в виде неподчинения взрослому. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и одна из-за задач на протяжении всей жизни – обретение независимости и самостоятельности. Наши дети – это не наша частная собственность, они нам не принадлежат. В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит своё выражение в протестных реакциях. Мудрые родители это учитывают и предоставляют ребенку разумную свободу и независимость. Дети не должны ощущать себя заброшенными. Ребенок должен чувствовать поддержку и заботу со стороны родителей.

Ничто так сильно не способствует агрессивности ребенка, как нарушения воспитания в семье. Сильно страдает самооценка детей при разводе родителей. Ребенок не понимает причин развода и может считать себя виноватым в случившемся. В этом случае ребенка нужно заверить в родительской любви и рассказать, как отношения будут поддерживаться в дальнейшем.

Также причиной агрессии у ребенка может стать стресс, переезд, адаптация к детскому саду, попадание ребенка в опасную, чрезвычайную ситуацию, потеря близких, нахождение в детском доме.

Причиной агрессии у ребенка нужно отметить вредное влияние жестоких мультфильмов, телепередач, жестоких игрушек, компьютерных игр.

На иные проявления агрессии влияют неблагополучные особенности протекания беременности  и родов у матери, травмы головы и тяжелые болезни. Разлука с матерью после рождения, длившаяся более 72 часов, также приводит к нарушениям эмоционального развития малыша, в том числе повышенной агрессивности в будущем (здесь вашему малышу потребуется более пристальное внимание и забота).

Более сложно обстоят дела с потребностями в самореализации, признании и принятии у старших детей. Мальчик 6-7 лет ведет себя агрессивно в группе детского сада. Так в чем же дело? Оказывается, в этой группе большая часть ребят дружат «вокруг» мальчика-лидера, а наш герой никак не может «вписаться» в их компанию. Т.е. потребность в принятии сверстниками не удовлетворена. Здесь со стороны родителей мальчику поможет обучение техникам расслабления (глубоко дышать, считать до 10), выплеска гнева (порвать бумагу, топнуть), разрешения или избегания конфликта (изолироваться, выйти из помещения, попросить помощи у взрослого).

Всегда ли это плохо – агрессия?

В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни. Это настойчивость и упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий, здоровый перфекционизм. Конструктивная сила агрессии помогает человеку реализовать себя, самоутвердиться, стать жизнестойким. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт и поощрение ее положительных проявлений.

Как справиться с агрессивностью ребенка?

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

Наказания не должны унижать ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после определенного события.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии.

Расширять поведенческий репертуар ребенка.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность на себя.

Берегите себя и своих детей!

                                                                                     

                                                                                         Консультацию подготовила:

                                                                                         педагог-психолог МДОАУ №3

                                                                                         г. Оренбурга

                                                                                         Синельникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

Как помочь агрессивному ребёнку.

Статья содержит советы по предупреждению агрессивного поведения ребёнка-дошкольника....

как помочь агрессивному ребенку? (выдержка из род. собрания)

Как помочь агрессивному ребенку? Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термин...

Методическая разработка "Как помочь агрессивному ребенку"

Методическая разработка в помощь родителям, чьи дети имеют трудности в общении с детьми...

Как помочь агрессивному ребенку?

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют? Причин такого поведения может быть много. Но часто де...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...