Консультация для родителей "Ранее развитие и опережающее обучение - польза или вред"
консультация
информация для родителей "чем с пользой занять детей разных возрастов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranee_razvitie_i_operezhayushchee_obuchenie_polza_ili_vred.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме «Раннее развитие и опережающее обучение: польза или вред?»
«Ранее развитие» - это применение активных воспитательных и развивающих методов в возрастном периоде от 0 до 2-3 лет. Выделяют три типа степени адекватности возрастным особенностям ребенка. Первый - преждевременное развитие. Наглядно проиллюстрировать данный тип можно ситуацией невозможности научения ходить или сидеть новорожденного ребенка, на более поздних этапах этот тип развития предполагает, что при преждевременном развитии ребенок не способен воспринимать информацию в силу своей психической и физической незрелости. Второй тип – позднее развитие. В детском возрасте есть сенситивные периоды, когда ребенок наилучшим образом воспринимает определенную информацию: зрительную, слуховую, кинестетическую и т.д., в случае запоздавшего развития процесс усвоения знаний, умений и навыков становится менее продуктивным. К примеру, если вы хотите вырастить олимпийского фигуриста – поздно учить ребенка 10 лет кататься на коньках. Третий тип – своевременное развитие. При этом варианте развития ребенок продуктивно усваивает предлагаемую информацию в силу сформированности определенных психических процессов, соответствию возрастным и психологическим особенностям. Программ раннего развития на сегодняшний момент достаточно много, некоторые из них зарекомендовали себя с положительной стороны, однако, следует учитывать, что каждый ребенок – индивидуальность, то что подошло одному, может оказаться бесполезным для другого. Использование развивающих методик в раннем возрасте часто образуют «перекос» между интеллектуальной и эмоциональной сферой, что в дальнейшем может еще более усугубиться.
Кроме того, есть еще и «опережающее обучение». Из огромного количества имеющихся сегодняшний день развивающих программ, к сожалению, далеко не все имеют под собой грамотную теоретическую основу. Так, за словами «опережающее обучение» стоит раннее обучение (начиная с 4–5 лет, а иногда с 3 лет по инициативе родителей) чтению и счету, а иногда и письму. Родители, искренне желающие помочь своим детям гармонично развиваться, отдают их в развивающие центры и даже не подозревают о том, что некоторые занятия могут не только оказаться бесполезными, но и навредить - затормозить развитие малышей из-за чрезмерной нагрузки на незрелые структуры их мозга, вследствие чего умения, которые вырабатываются у ребенка в каждом определенном возрасте, уходят в «спящий режим». Позднее результаты таких «перекосов» оборачиваются школьными трудностями.
Развитие ребенка должно идти «своим чередом»: к примеру, в 1 год - 1 год 2 месяца ребенок должен уметь ходить, говорить 10-15 слов и звукоподражаний, строить башню из 3-5 кубиков, играть с родителями в простые игры (сорока-ворона, перекатывание мяча и т.д.); в 1 год 8 месяцев – 2 года: ребенок должен самостоятельно кушать ложкой, прыгать на двух ногах, ловить и бросать мяч, частично раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослого (снимать ботинки, надевать шапку, варежки), произносить 200-300 слов, рассказывать короткие стихотворения; к 5 годам ребенок должен знать и называть свою фамилию и основные сведения о себе (место жительства, имена родителей и т.д.), также может нарисовать человека, составить рассказ по картинке, устанавливать простые логические связи, концентрировать внимание 15-20 минут, играть в сюжетные игры со сверстниками; к 7 годам ребенок должен уметь решать простые логические задачи, штриховать не выходя за контуры, без «пробелов», концентрировать внимание 25-35 минут, группировать предметы по 2-3 признакам, и это, конечно, очень неполный список того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте. При развитии ребенка следует учитывать, что успешное освоение теми или иными знаниями, умениями и навыками обусловлено созреванием отделов мозга. Вы не сможете научить ребенка чтению, пока у него не будут развиты операции анализа и синтеза, также как и запоминанию алфавита, пока у него не будут сформированы предпосылки к символической деятельности. Ранее обучение чтению может проводить к дизграфии, дислексии в школьном возрасте.
50% детей смогут освоить чтение и счет ранее, чем это им необходимо, но лишь 5-7% таких детей смогут полноценно воспользоваться полученными навыками в период школьного обучения. И лишь 2-3 % детей, которые в возрасте до 3-х лет развивались по специальным программам, будут опережать своих сверстников в развитии, так большая часть детей не получая в дальнейшем «опережающего развития» растеряет свои знания, умения и навыки в связи с невозможностью их применения. Детей, успешно прошедших школы раннего развития, необходимо развивать индивидуально вплоть до выпуска из средней образовательной школы, иначе уровень развития ребенка сравняется со сверстниками. Некоторые психиатры и неврологи считают, что чрезмерное количество занятий может негативно сказаться на здоровье ребенка. Не забывайте – у ребенка должно быть детство!
Чтобы ваш ребенок гармонично развивался вам необходимо:
любить ребенка (показать ему свою любовь – погладить по голове, обнять, сказать ребенку о своих чувствах), однако, не стоит забывать, что понятие любовь нетождественно вседозволенности;
читать ребенку стихотворения, сказки, рассказы. Стихи и сказки также должны соответствовать возрасту. К примеру, в возрасте до 3 лет ребенку можно почитать стихи А.Барто, русские народные сказки, такие как «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и т.д., так как они понятны и интересны ребенку в этом возрасте; с 4 до 6 лет стоит ввести стихотворения и сказки, имеющие более сложную смысловую нагрузку и оформление (К.И. Чуковский, С.Я.Маршак, С.В. Михалков), сказки «Золотая рыбка», «Гуси-лебеди», «Конек-горбунок», «Дюймовочка», «Красная шапочка», и т.д. с усложнением: в 6-7 лет - «Малахитовая шкатулка», «Маленький принц», «Аленький цветочек». После прочтения стихотворения, сказки необходимо задать вопросы по содержанию, чтобы помочь ребенку понять смысл прочитанного,
заучивать с ребенком короткие стихотворения, детские песенки,
играть с ребенком в простые игры, тренирующие память и внимание «Что пропало?»: ребенку предлагают определенное количество знакомых ребенку предметов, затем один прячут, предлагая ребенку вспомнить что исчезло (в 4-5 лет достаточно 7-8 предметов, в 6-7 лет – 10 предметов, но начинать можно и с меньшего количества, чтобы не отбить интерес возможными неудачами на первых этапах), «Посмотри и назови»: ребенку показывают определенное количество знакомых ребенку предметов в течение 10-30 секунд, затем их прячут, к примеру, накрывают платком (количество предметов аналогично первой игре); с ребенком 1,5-3 лет можно строить пирамидки из кубиков, нанизывать кольца на шест, сортировать фигуры по окошкам,
сочинять свои сказки вместе с ребенком,
играть с ним в его любимые игры, обязательно «эмоционально присутствовать» в играх и в общении, показывать свой интерес к ребенку,
развивайте мелкую моторику: рисование, раскрашивание, лепка из пластилина, рисование пластилином (с 3 лет), штриховка (с 5,5 – 6 лет),
научите ребенка прыгать на скакалке - это очень хорошо тренирует моторную ловкость;
определите зону ответственности ребенка (полив цветов, посильная уборка);
ограничивать время просмотра телевизора и использование гаджетов.
Уделяйте время для общения и игр своим малышом ежедневно вопреки усталости и настроению – это не заставит ждать положительных результатов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: Компьютерные игры. польза или вред?
Влияние компьюрерных игр на психику и поведение детей....
Консультация для родителей "Компьютерные игры для детей: польза или вред?"
Многие родители считают видеоигры бичом современности – этот вид развлечения, по их мнению, отнимает время и здоровье у детей, которые вместо того, чтобы просиживать за компьютером, могли бы побегать ...
Консультация для родителей: «Дошкольник и компьютер» О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера.
Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд....
Консультация для родителей на тему "Компьютерные игры - польза или вред?"
В данной консультаии даны рекомендации родителям по организации работы за компьютером детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведены примеры игр, полезных для развития ребенка, а также игр...
Консультация для родителей на тему: «Компьютерные игры. Польза или вред?» Влияние компьютерных игр на психику и поведение детей.
Данная консультация поможет разобраться в пользе и вреде компьютерных игр....
Консультация для педагогов и родителей на тему «Польза и вред компьютерных игр и игр на мобильных устройствах в развитии и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Материал полезен начинающим педагогам и родителям, имеющих детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей дошкольников на тему "Мультфильмы: польза или вред?"
Ни для кого не секрет, что дети очень любят смотреть мультики. . Но недооценивать воздействие мультфильмов на психику ребенка нельзя! Мультфильм обладает огромным воспитательным потенциалом ...