«Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей».
консультация

Душакова Татьяна Васильевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc720 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей».

 «Именно в игре ребенок  свободно владеет речью,

 говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

 фантазировать, сочинять, придумывать

— вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка.

Речь-это не прирожденный дар. Ребенок перенимает её у взрослых. Порой кажется, что в речевом воспитании главную роль играет детский сад: там ребята учатся связно излагать свои и чужие мысли, но в действительности в речевом развитии главная роль принадлежит семье. Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговора с ним. Больше разговаривайте с детьми. Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать грамматическим строем речи, у него обогащается словарь. Рассматривайте с детьми сюжетные картинки, при этом необходимо побуждать малыша строить предложения. Для этого необходимо задавать вопросы, например, «Что делает девочка? Куда она идет? И т.д.»

   Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

 Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.

        Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

 Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Описание: H:\конкурс чтецов\дети-в-детском-саду-1024x775.png

В дошкольном возрасте дети любят занятия с игрушками, особенно, когда взрослые обыгрывают их вместе с ребенком. Такие обыгрывания можно проводить с понравившейся ребенку игрушкой.

Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя, ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Речевые игры дома

1. «Четвёртый лишний».

 Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

 Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

 2. «Посчитай». Считаем всё, что можно  посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

 пять красных яблок   и т.д.

 3.«Скажи наоборот».

 Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

 Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

 Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

 Наречия: далеко-…, высоко- …

 4. «Подбери слово».

 Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а

потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 5. «Большой - маленький».

 Ребёнку предлагается назвать ласково,

 например , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

6. «Отгадай загадку».

 Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 7. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 8. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

 Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 9. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

 10. «Расскажи стихотворение».

 Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

11. «Угадай по описанию».

Например, это овощ, он красного цвета, круглой или овальной формы, сочный, сладковатый, мягкий. (помидор)

12. «Опиши предмет».

Предложите ребенку описать любой предмет, чтобы вы могли его угадать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение, о...

Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается...

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей».

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей»....

Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей.

Рекомендации родителям, какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей....

Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей

Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей...