Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития».
консультация
«Сценарий собрания»
Цель: обеспечение условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи:
- вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность по развитию речи детей;
- познакомить родителей (законных представителей) с содержанием работы по речевому развитию. Ознакомить родителей (законных представителей) с различными видами игр по речевому развитию детей 4-5 лет.
Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно речевому развитию детей №27 «Рябинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №27 «Рябинка»
Конспект родительского собрания в средней группе
на тему:
«Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития».
Автор:
Андреева Ирина Брониславовна, воспитатель
г. Новочебоксарск, 2020
«Сценарий собрания»
Цель: обеспечение условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи:
- вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность по развитию речи детей;
- познакомить родителей (законных представителей) с содержанием работы по речевому развитию. Ознакомить родителей (законных представителей) с различными видами игр по речевому развитию детей 4-5 лет.
Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно речевому развитию детей №27 «Рябинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Подготовка:
- Познакомить родителей с темой собрания.
- Изучение литературы по данной теме.
- Разработка презентации «Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития».
- Подготовка материала.
Дидактические речевые игры, иллюстрационный материал.
Оборудование:
- ИКТ - мультимедийная установка;
- схема алгоритм рассказывания.
План проведения:
- Вступительная часть.
Тема: «Речь – основное средство общения».
- Практическая часть.
- упражнение «Кокон»;
- игры и упражнения для развития мелкой моторики;
- пальчиковые игры и упражнения;
- игры для развития речи детей.
- Заключительная часть.
- Вынесение проекта решения собрания.
Ход собрания.
Воспитатель:
«Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Сегодня мы поговорим с Вами о развитии речи детей.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.
Речь – основное средство общения людей.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека.
Поэтому, к развитию речи детей нужно отнестись серьёзно. Но не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто чаще играйте с ребёнком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию.
Уважаемые родители, предлагаю вам посмотреть упражнение «Кокон» (приглашается один из родителей)».
Цель – показать родителям ситуацию, которая происходит во многих семьях.
«Взрослый приходит домой, ребенок хочет поделиться своими впечатлениями о прошедшем дне. Взрослый говорит: «Не сейчас» (завязывается рот). Ребенок хочет чем-то помочь, вы отказываетесь (завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Взрослый ругает его за топот (завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Ребёнка опять ругают (завязываются уши). Ребенок сидит и смотрит телевизор. Взрослый заходит и говорит, что уже пора спать (завязываются глаза).
Посмотрите, на что похож ребенок? - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ребёнок развивается (обсуждение данной ситуации)?
Игра – основное занятие детей, их работа.
И вот сейчас, мы с вами, поговорим о том, в какие игры по развитию речи можно поиграть с ребёнком, что способствует ее развитию.
Развитию речи способствует развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. У мелкой моторики есть очень важная особенность, она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, а объясняется это очень просто: в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться».
Далее воспитатель перечисляет родителям список игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики:
- Разрывание бумаги, этот процесс очень нравится детям, вызывая положительные эмоции.
- Лепка, для нее хорошо подходит пластилин, глина, тесто.
- Рисование и раскрашивание (карандаши подходят лучше всего).
- Собирание мозаик и пазлов.
- Вырезание.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
- Игры со счётными палочками.
- Застёгивание, расстёгивание и шнуровка
- Аппликации.
- Работа с бумагой, оригами, плетение.
- Рисование на муке, манке.
- Песочная терапия.
«Также очень хорошо способствует развитию речи детей формирование межполушарного взаимодействия. А как же мы его можем развить? Пальчиковыми играми и упражнениями, т. е. гимнастикой для мозга.
Гимнастика мозга – это средство развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка. Мы сказали, что гимнастика для мозга – это пальчиковая гимнастика, вы проделывали её со своими детьми, когда играли в «Сороку-Белобоку», «Ладушки». Давайте посмотрим насколько хорошо у вас развито межполушарное взаимодействие, поиграем в эти игры. Чтобы использовали их для игр с детьми дома, предлагаем вам памятки «Использование речевых игр дома» (см. приложение 1).
Что же ещё способствует развитию речи? В первую очередь, это чтение книг, художественная литература является могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Книги открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, делают детские эмоции более насыщенными, развивают воображение.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Художественные произведения доносит до них взрослый, поэтому знание взрослым детской литературы, владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед взрослым, решившим прочитать ребёнку книжку или рассказать о прочитанном, стоит важная задача – прочитанное донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребёнка эмоциональным отношением к прочитанному.
Регулярное чтение ребёнку является залогом того, что он будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к поискам новых знаний, формирует усидчивость. Помните о том, что книга должна соответствовать возрасту ребёнка. Книга – друг ребёнка! А к друзьям надо относиться с любовью.
Многие родители согласятся с таким утверждением, что бывают ситуации, когда вы решили почитать ребенку или что-то рассказать, а он не хочет вас слушать, он занят чем-то другим. Как привлечь его внимание? Принуждение к слушанию не даст никакой пользы, скорее, вызовет отвращение к чтению.
Существуют специальные приемы для привлечения внимания детей, поддержанию интереса к рассказыванию, чтению.
«Неожиданное начало». Общение с детьми может происходить в любой обстановке. Главное – эффект неожиданности, когда ребенок не ждет ничего особенного, вдруг начинается необычный рассказ или чтение новой книги.
«Ждали одно – получили другое». Если дети расшалились, не слушают взрослого, вместо традиционного способа – строгого окрика, серьезного внушения, к которым дети готовы (ожидают), взрослый, вдруг усаживает детей вокруг себя или рядом и начинает рассказ. Тема может быть любой, главное, заинтересованность.
«Не только делай, но и слушай». Когда ребёнок занят каким-то делом, например, рисует или лепит, взрослый начинает рассказывать о чем-либо или о ком-либо. Главное, тема рассказа должна соответствовать тому делу, которым заняты дети, это сделает рассказ не только интересным сообщением, но и нужной информацией.
Воспитанию интереса к книге и чтению, желания вновь открыть знакомую книгу и вспомнить ее содержание способствуют «Книжкины праздники».
Пригласите ребенка к книжной полке, возьмите в руки давно знакомую ему книгу и сообщите: «Знаешь, а у твоей книжки сегодня праздник. Сегодня исполняется год, как мы с тобой купили ее в магазине и она живет у нас на книжной полке. Давай сделаем для нее что-нибудь приятное, ведь она тебе нравится. Мы сейчас снимем ее с полки, полистаем ее странички, вновь посмотрим яркие картинки, вспомним ее героев, почитаем наши любимые места из этой книжки. Ей будет очень приятно, что мы ее любим и помним».
Любимым книжкам можно дарить подарки – это детские рисунки и поделки, выполненные по мотивам прочитанных произведений.
Также развитию речи детей способствует заучивание наизусть стихотворений. Для успешного заучивания детьми стихотворений, следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховой, зрительной, осязательной, двигательной, эмоциональной. Не используйте при заучивании наизусть только лишь многократное повторение текста, а превратите этот процесс в веселое обыгрывание содержания стихотворения. Например:
- игра «Громко – тихо». Ребенок одну строчку текста произносит громко, а другую - тихо;
- игра «Быстро – медленно», когда одна строчка стихотворения произносится быстро, а другая – медленно;
- игра «Говорим по очереди», когда одну строчку стихотворения произносит ребенок, а другую - взрослый, потом они меняются порядком строк.
Беседы с ребенком по содержанию стихотворения, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковые игры, диалог), выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст.
Уважаемые взрослые, помните, что главное для ребёнка – игра! Именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок осваивает такой важный вид деятельности, как –речевая.
Какие же есть игры для развития речи детей, таких игр много, поговорим о некоторых из них.
Игры на обогащение «словаря» ребёнка:
- «Какие слова можно вытащить из супа, компота».
- «Назови вкусные слова? Кислые слова? Горькие слова»
- «Какая у нас посуда?» (из стекла – стеклянная, из дерева – деревянная, и т.д.)
- «Разные вопросы» («Цепочка слов»).
Где растут листья? (на ветке), где растут ветки? (на дереве), где растут деревья? (в лесу).
- «Скажи наоборот» (антонимы).
Быстро – медленно, грустить – радоваться, большой – маленький.
- «Что можно делать с… С чем можно делать?»
Мячик можно отбивать ногой, ронять а ещё…; водой можно умываться, плескаться…
- «Опиши то, что видишь», «Расскажи как можно больше».
Дети средней группы знакомятся с термином «слово» и уточняют термин «звук». Для этого проводятся игры и упражнения: «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Придумай слово на заданный звук», «Найди игрушку на заданный звук».
Для расширения активного словаря и правильного понимания слов используются следующие игры: «Лейка, утюг, молоток нужны для того, чтобы …», «Поливать можно…», «Гладить можно…», «Какое, что бывает?», «Что умеют делать ветер, вьюга, солнце?», «Идёт что? Кто?», «Лежит, льёт, бьёт что?».
Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети начинают осваивать построение связанного высказывания:
- «Закончи предложения» или «Я начну, а ты закончи»
- «Зачем тебе нужны …?»
Продолжается формирование навыков повествовательной речи. Для этого даются схемы составления связного высказывания (начало, середина, конец)».
Родители получают раздаточный материал, включающий примерные схемы для составления рассказов дома, а так же схемы-модели для моделирования сказок (см. приложение 2).
«Во все эти игры можно играть по дороге в детский сад, в дороге, в машине, они не требуют никакой специальной подготовки.
Уважаемые родители! Помните о том, сколь велика ваша роль в обеспечении полноценного речевого развития вашего ребёнка, играйте и фантазируйте вместе с детьми. Совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие, ваши дети будут говорить красиво, правильно и вырастут успешными!»
Проект решения родительского собрания:
1. Ежедневно использовать речевые игры предложенные воспитателем ( см. приложение 1).
- Дома придумать рассказ или сказку по схеме предложенной воспитателем (см. приложение 2) и зарисовать её, чтобы ребёнок мог рассказать её самостоятельно. Все «мини-книжки» будут выставлены на выставке «Я сочиняю сказки».
Литература:
1. Н. В. Дурова Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 279с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. ( И опыта работы). М., «Просвещение», 1978. 112 с. с ил; 4 л. ил.
4. Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.-208 с.- (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
5. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлёва Н.Н, Чернышова И.Н., Богданова Т.Л. Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015.- 80 с.
6. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/под ред. О.С. Ушаковой. 3-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2016-208 с. (Развиваем речь).
7. Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн./под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2016- 192 с. – (Развиваем речь).
8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288 с. – (Развиваем речь).
9. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека воспитателя).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Использование речевых игр дома».
- кисель из клюквы – … (клюквенный);
- варенье из малины – … (малиновое);
- суп из овощей – … (овощной);
- шкаф для посуды – … (посудный);
- ваза для сухарей (сахара, конфет, варенья, фруктов) – … (сухарница и т.д.)
«Что может быть?»
- лёгким/тяжёлым;
- толстым/тонким;
- высоким/низким;
- кислым/сладким;
- солёным/горьким.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Схемы для составления рассказов дома,
схемы-модели для моделирования сказок».
Таблица 1 – Схема составления рассказа
| ||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в преодолении недостатков речевого развития ребенка.
Успешность коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ...
Статья на тему "Взаимодействие воспитателя и семьи для обеспечения полноценного развития личности ребенка"
Моя статья отображает одну из актуальных проблем во взаимодействии воспитателя и семьи...
Конспект родительского собрания "Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития"
Конспект родительского собрания поможет педагогам в разработке и составлении материалов по взаимодействию с родителями в вопросах речевого развития детей...
"Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития"
Сценарий родительского собрания...
«Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития»
Сценарий родительского собрания...
Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/
Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/ «Все мы родом из детства. Все – хорошее, и плохое человек получает в семье». Антуан де Сент – ...
«Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как условие для полноценного речевого развития дошкольников».
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенк...