Консультация "Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника"
консультация
Консультация "Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Русская народная игра, как средство формирования
физических качеств дошкольника»
Подготовила: инструктор по ФИЗО
Иванова Н.В.
В общей системе развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Подвижные игры одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой русских народных игр.
Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания - активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.
Целью моей работы является активное использование русских народных игр в процессе физического воспитания дошкольников. С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение
совокупности задач физического воспитания:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
- формирование знаний и умений в области личной гигиены;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
- воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности,
смелости;
- ознакомление ребят с русскими народными играми.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры – в городках расстояние до города от кона или полукона, в лапте – количество игроков, длина и ширина площадки, в салках – условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь – в «Лапте»– размеры биты, мяча, в «Жмурках» – размеры повязки, в «Чижике» – размеры чижика, биты или кона и т.д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Классификация народных игр
Применение русских народных игр требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
- По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
- По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
- По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
- По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
Типология игр для дошкольников
Различают игры:
- По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
- По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игы, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
- По отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной,
заключительной частей занятия).
Наиболее важен классификационный признак.
Русские народные игры, входящие в первый компонент познания дошкольников можно разделить на четыре раздела.
Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе.
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Оса» и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента – «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.
Во второй раздел входят народные игры: «Дедушка-сапожник», «Домики», «Золотые ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми
свертников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда”, «Отгадай, чей голосок» и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В
этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.
Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Примеры и правила игр для дошкольников
«Верба – вербочка»
(Игры на вербное воскресенье)
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят:»Кто такой?»
«Ваня, – скажет, – милый мой.»
«Солнышко – ведерышко»
(игры в пасху)
Гори солнце ярче, летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!
На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему)Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.
«Пчелки и ласточки»
(Игры на благовещение)
Играющие дети – цветочки – сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку.
Пчелки сидят на полянке и поют:
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.
Литература.
- Щербак А. К гармонии через движение! //Дошкольное воспитание. - 1998. – №3– с.6- 8.
- И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.
- Асташина, М.П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореферат дис. . канд. пед. наук/ М.П. Асташина,- Омск, 1997.- 19с.
- Каптерев, П. О детских народных играх и развлечениях/ П.Каптерев // Народное образование, - 1990.- №10.- С.228-240.
- Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды,- 2-е изд./ Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина.- М.: Школьная Пресса, 2001.- 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-530079-1416302330.jpg)
Презентация «Русские народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»
Презентация создана для проведения мастер-класса с педагогами ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-695465-1490296692.jpg)
« Народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»
Неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников, приобретения ими определенных навыков являются народные игры.В народных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-888161-1486049492.png)
Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигну...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099203-1546947487.jpg)
"Русская народная игра, как средство формирования физических качеств дошкольника"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-1418812-1662306777.jpg)
Народная подвижная игра, как средство формирования физических качеств у дошкольников.
Всем известна фраза "Движение - это жизнь", чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче здоровье. Для развития и ...
Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся до...