Упражнения по тренировке мозга для детей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлены виды тренировки исполнительных функций мозга и улучшения коммуникации для детей игровыми средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 368.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по тренировке мозга для детей
Виды тренировки исполнительных функций мозга и улучшения коммуникации для детей игровыми средствами.
1. «Лифт-дыхание». Практика глубокого дыхания («лифт-дыхание» или перемещение дыхания ко всем частям тела) помогает улучшить память, а также эмоциональный контроль. Дети любят его выполнять, а значит, вы можете делать его чаще. Приступить к нему можно в положении сидя, скрестив ноги, или в положении лежа. Сначала пусть ребенок просто спокойно и ровно подышит.
Далее скажите ему следующее: «Представь, что твое дыхание, как на лифте двигается через все твое тело. Для запуска лифта тебе нужно дышать через нос. Выдохни весь воздух, который у тебя есть. Потом начинай вдыхать и пусть лифт (с дыханием) медленно поднимется до уровня груди. Задержи его там. Теперь снова выдохни весь воздух. Опять вдыхай так, чтобы твой лифт поднялся уже на самый верхний этаж, через горло в лицо и лоб. Задержи его. Теперь выдохни и почувствуй, как вместе с выдохом этот лифт уносит вниз все твои проблемы и заботы - вниз через грудь, живот, ноги, а дальше через двери лифта и вовсе из твоего тела».
2. Тренировка координации мозга/тела. Наш мозг и наше тело являются частью общего целого – нас. А значит, физические нагрузки необходимы им в равной степени. Когда мы тренируем их одновременно, мы фактически помогаем различным функциям мозга более активно взаимодействовать и поддерживать состояние синхронизации. Т.е. важно понимать, что координация движений - это функция как нашего мозга, так и нашего тела.
Упражнения, представленные ниже, содействуют интеграции важнейших функций мозга, делая его работу более эффективной.
- Шевеление пальцами ног. Это упражнение очень помогает координации. Дети всех возрастов могут легко научиться выполнять его. Каждое утро, прежде чем встать с постели, попросите ребенка медленно начать двигать всеми своими пальцами на обеих ногах вверх и вниз, а затем только двумя большими пальцами.
- Движения не ведущей рукой. Попросите ребенка попробовать что-нибудь поделать его неосновной рукой. Если он правша, пусть использует левую, а если левша, то - правую руку, например, что-то напишет, оденется или будет пользоваться ложкой или вилкой во время приема пищи.
- Перемещение наискось. Вы можете сделать это простое упражнения вместе с ребенком. Необходимо в положении сидя коснуться правым локтем левого колена. Сделайте это упражнение пять раз, а затем выполните левым локтем к правому колену. Повторите несколько раз. Другой вариант: вы можете сделать «мельницу». В положении стоя, ноги на ширине плеч, поочередно коснитесь правой рукой левой ноги и наоборот. Повторите несколько раз.
- Освоение клавиш. Обучение игре на фортепиано или электронных клавишных инструментах является одним из лучших способов улучшить интегративные процессы головного мозга. Воспользовавшись обучающим видео, широко представленным в Интернете, вы можете освоить игру даже дома.
3. Игра на концентрацию. Упражнения, позволяющие улучшить память и концентрацию внимания, важны для всех нас!
- Для детей младшего возраста вы можете предложить следующую игру: возьмите несколько игрушек и выстройте их в ряд. Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит. Затем накройте их чем-нибудь и уберите одну из игрушек (так, чтоб ребенок не видел). Раскройте. Задача ребенка постараться назвать отсутствующую игрушку. Вы можете также предложить ему запомнить короткий список знакомых предметов вашего дома. Пусть он постарается вспомнить их в прямом и в обратном порядке.
- Для детей старшего возраста можно предложить такую игру: разложите перед ними любые предметы, какие только найдете, дайте 15 секунд, чтобы рассмотреть, а затем заберите их из поля зрения. Пусть ваш ребенок постарается вспомнить эти предметы, а вы подсчитайте, сколько ему удалось назвать в процентном отношении. Начните с пяти и по мере того, как ребенок освоит выполнение задачи, наращивайте их количество дальше. Вы можете также потренировать слуховую память, предложив повторить за вами вслух ряд случайных чисел или слов. Начните всего лишь с 2-х или 3-х и также работайте над увеличением их количества.
4. Семейный вечер игры. Играя в такие игры, как шашки и шахматы, а также карточные игры, домино и др. дети учатся решению задач, планированию и сотрудничеству (поочередности действий и преодолению фрустрации). Другие настольные игры, такие как «Монополия», например, также отлично подходят для этого. Такие игры, как «Дженга», в которой игроки по очереди достают блоки из основания башни и кладут их наверх, делая башню всё более высокой и все менее устойчивой, улучшают внимание, концентрацию, координацию и терпение. Еще один плюс заключается в том, что совместные игры нравятся всем без исключения и помогают укреплять семейные узы. Попробуйте хотя бы раз в неделю организовывать такое совместное времяпрепровождение, и вы увидите, как это положительно отразится на вашем ребенке и ваших взаимоотношениях.
5. Ежедневное время общения/ «триумфы и крушения». В современном мире с его непрерывными смс, интернет перепиской и телефонными разговорами, полноценное общение становится, по истине, утраченным видом искусства. Если вы сможете ежедневно выделять время на каждого своего ребенка, чтобы узнать о его победах и проблемах и в ответ поделиться своими, это позволит значительно улучшить его коммуникативные и разговорные навыки. Обсуждение успехов и трудностей могут также помочь в изучении навыков решения различного рода проблем. Семейный обед будет для этого просто идеален, к тому же он является замечательной традицией, которую стоит начать и поддерживать. Вы можете также вместе с ребенком почитать книгу и задать ему вопросы по интересным моментам сюжета. Обсудите события прочитанной истории и те чувства, которые испытывали персонажи, а также обязательно поговорите о чувствах вашего ребенка, возникавших в процессе чтения, узнайте его мысли по этому поводу. Поделитесь своими рассуждениями и чувствами.
Реализация всех этих упражнений и занятий позволит не только улучшить исполнительные функции мозга, но и построить хорошие отношения и снизить уровень стресса у всех участников, как у детей, так и у взрослых. Для ребенка игра может быть работой, очень необходимой для его всестороннего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корректурная проба (цветная) – упражнение для тренировки свойств внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (транспорт 1)
Данное упражнение используется в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, испытывающие проблемы с вниманием: расстройство внимания, невним...
Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...
Консультация для родителей и педагогов "Тренировка мозга с помощью кинезиологических упражнений"
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения....
Нейрогимнастика - упражнения для тренировки мозга
Для чего нужна нейрогимнастика, виды нейрогимнастики, рекомендации по использованию нейрогимнастики....
Тренировка мозга с помощью нейрогимнастики
Повторяйте за стрелками на экране....