«Развитие речи посредством пальчиковых игр»
консультация
Игры с пальчиками стимулируют развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 81.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей
«Развитие речи посредством пальчиковых игр»
Подготовила воспитатель:
Илларионова Марина Владимировна
Санкт-Петербург
2022г.
Пальчиковые игры — это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук.
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики ребёнка.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.
Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы было интересно ребёнку.
Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз.
Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Существует несколько видов пальчиковых игр разнообразных по содержанию:
- Игры – манипуляции (развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.)
«Пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
- Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики: Ура!
В детский сад идти пора!
(Загибание пальцев, начиная с мизинца.
Грозим указательным пальцем другой руки большому пальчику.
Разгибание всех пальцев, показываем их.)
- Сюжетные пальчиковые упражнения ( дети изображают предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.)
«Деревья»
Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону.)
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо! (Покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы.)
«Птичка летит»
Исходное положение. (Руки расположить перед собой, ладонями к себе. Большие пальцы переплести - это "голова" птицы. Остальные пальцы - "крылья" помахать ими.)
Птички летели, (помахать "крыльями")
Сели - посидели, (прижать ладони к груди)
Дальше полетели.
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
«Кулачки – ладошки»
Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем.
Усложнение:
Одна рука - кулак, вторая - ладонь, одновременно меняем - первая – ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма;
- ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.
«Кастрюлька – крышечка»
Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.
- Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, карандаш, массажный мячик.
Театр в руке (развивает память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.)
Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Таким образом, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Список литературы:
1.Е.С Анищенкова.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006
2.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.
3.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.
4.Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук [Текст]/И. Светлова. – М.: «Эксмо», 2003.
5.Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют [Текст]/ М. Г.Борисенко, Н. А.Лукина.– СПб.: «Паритет»,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»
ВведениеДошкольный возраст считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой. Ведущий вид деятельности – игра. Онасоздает наиб...
Конспект занятия по развитию речи посредством пальчиковых игр: «Здравствуй Зайка».
Конспект занятия по развитю речи в первой младшй группе...
Совместная деятельность родителей с детьми дошкольного возраста, не посещающих ДОУ по развитию речи посредством пальчиковых игр.
Работая над темой по реализации федерального национального проекта «Образование»- «Поддержка семей, имеющих детей», разрабатываем различные формы и методы помощи детям, не посе...
Информация о взаимопосещении ООД по развитию речи посредством пальчиковых игр «В поисках Солнышка»
16 октября 2018 г. на базе МБДОУ детский сад №3 с.Верхнеяркеево прошло взаимопосещение по развитию речи с использованием пальчиковых игр «В поисках Солнышка». Провела воспитатель младшей г...
Статья "Развития речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста".
Уважаемые коллеги хочу поделиться статьей"Развитие речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста"....
Доклад на РМО " Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника.Развитие речи посредством пальчиковых игр"
Делилась своим опытом работы по данной теме....
Конспект занятия по развитию речи посредством пальчиковых игр "Здравствуй Зайка"
Обучать детей пальчиковым играм, совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движеничми....