Консультация для родителей «Если ребенок ворует —норма, игра или отклонение?» Февраль 2022г.
консультация

                                Консультация для родителей

               «Если ребенок ворует —норма, игра или отклонение?»

 

  Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности, а также не могут представить, как владелец вещи посмотрит на его действия. В обязанность родителей входит научить ребенка уважительному отношению к чужой собственности. Вот один из наиболее эффективных приемов, позволяющих малышу это усвоить. Если он возьмет что-либо, принадлежащее другому ребенку, отдайте кому-нибудь одну из его любимых игрушек, к примеру, на один день. Когда же ваш малыш огорчится и выразит свое неудовольствие, скажите ему что-нибудь типа: «Теперь ты видишь, что он почувствовал, когда ты взял его курточку?» Если ребенок присваивает вашу собственность, преподайте ему аналогичный урок, спрятав от него на один день какую-нибудь особенно любимую им вещь. Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?» паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель/родитель…»); желание наказать («наказать так, чтоб неповадно было»). Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка. Термины «кража», «воровство» вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии едины. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии. Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» -«чужая». Ребенок постарше (четыре -шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем, когда речь идет о какой-нибудь мелочи -пластмассовая игрушка, например.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.

 

 

 

Ребенок ворует: угроза будущему или норма развития?

Многие родители и педагоги, узнав, что ребенок совершил воровство, сразу же вешают на этот поступок ярлык криминальной деятельности. Но является ли детское воровство тревожным звоночком? Чтобы чётко ответить на этот вопрос, нужно всего лишь вспомнить –воровали ли вы в детстве? Почти каждый ребенок, независимо от возраста, совершал кражу следующих вещей: 

1. Чужие игрушки 2. Деньги родителей 3. Сладости

Большой процент людей совершали кражи вышеописанных вещей, однако преступниками так и не стали. Чаще всего, такие вещи дети воруют без злого умысла. В совсем еще раннем дошкольном возрасте малыши не понимают разницы между «своё» и «чужое», поэтому воруют, не осознавая этого. Период неосознанного воровства может продолжаться включительно до 6 лет. Конечно, эта граница зависит от добросовестности родителей, так как чем раньше и доходчивей ребенку объяснят понятие чужой собственности, тем быстрее и лучше он усвоит это правило по жизни.

 

Почему ребенок ворует?

Причин детского воровства довольно много, так как, прежде всего, эта проблема психологическая, то есть на её формирование влияет множество причин извне.

 

1. Украденный подарок.

Одной из причин детского воровства может стать весьма безобидное желание —сделать подарок. Дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, сильно выражают любовь к своей семье, даже несмотря на неблагополучную ситуацию в некоторых из них. Малыши часто дарят различные украденные предметы взрослым, но в силу возраста не могут осознать, что подарки должны добываться другим путем.

Если ребенок принес украденное у воспитателя колечко, то не следует мгновенно вешать на малыша ярлык преступника и представлять в ярких красках его криминальное будущее. Достаточно лишь объяснить воришке, что чужая вещь –не подарок.

 

2. Сильное желание.

Часто случается, что после посещения детского магазина, у ребенка обнаруживается краденая игрушка. Этот пример отнюдь не единственный, так как детское «хочу» сильнее всего на свете. Да, дети могут воровать и просто потому, что очень сильно хотят завладеть той или иной вещью. Они в таких случаях понимают, что совершают нечто противозаконное и за такой поступок не похвалят, но не могут себя сдержать. Но что же в этом сложного? Может быть, стоит тогда развивать в своих детях силу воли? На самом деле, воровство именно по этой причине не подлежит коррекции. У людей практически до 21 года остается не сформированной система самоконтроля, то есть они физиологически не могут регулировать силу своих желаний.

 

3. Символ авторитета.

Данная причина воровства часто встречается среди подростков 14-19 лет. Дело в том, что дети с заниженной самооценкой, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, считают, что какой-либо брендовый предмет повысит их социальный статус в компании сверстников. Брендовая одежда, техника и прочие атрибуты многим подросткам недоступны, поэтому они находят единственное решение своих психологических и материальных проблем –кража. В этом случае, можно только скорректировать самооценку подростка, прибегнув к помощи профессионального психолога. В основном, желание самоутверждения за счет модных атрибутов проходит с возрастом.

 

4. Воровство «за компанию».

Кража группой детей чаще всего совершается в отношении безделушек и сладостей. Конечно, такие пакости в основном совершают мальчики, которые стараются доказать друг другу свою смелость и дерзость. Страх наказания у ребенка в этом случае снижен, так как ругать будут не одного, а всех участников содеянного. А если он попал в компанию более старших ребят, которые являются для него авторитетом, или же родители не занимались просвещением ребенка на тему воровства, то у смельчака формируется мнение: если все так делают, значит это нормально.

 

5. Месть.

 Дети могут воровать, чтобы вызвать неприятное чувство потери у того, с кем они в конфликтных отношениях. Чаще всего предметом кражи становится очень ценная для «врага» вещь.

 

6. Стрессовая ситуация.

Стресс считается распространенной причиной детских краж. Ребенок совершает такой поступок, бессознательно пытаясь привлечь внимание взрослых. Также, во время стресса дети не способны контролировать свои эмоции и желания так, как и без того не сформированная система самоконтроля, не может эффективно работать.

 

Как не нужно реагировать на воровство ребенка?

Прежде, чем рассмотреть грамотную реакцию, нужно обратить внимание на то, что для ребенка вещи разной ценовой категории –равнозначны. То есть, если родители могут не особо сокрушаться над украденной игрушкой, то обнаруженный в кармане чужой гаджет будет приравнен к преступлению. Дети же не обращают особого внимания на стоимость украденной вещи.  Итак, примеров «правильных» реакций на воровство ребенка великое множество, но какие существуют ошибки?    Ругань. Безусловно, такой поступок ребенка может шокировать родителей, и они под влиянием эмоций начинают бранить его, не пытаясь выяснить происхождение проблемы. Взрослые расписывают ребенку криминальное будущее и позиционируют его поведение как конец хорошей репутации. В этой ситуации важно помнить: дети должны быть уверены, что родители будут на их стороне, даже если они совершили дурной поступок. В момент ярости нужно остановится и подумать: есть ли смысл выражения недовольства? Чего необходимо добиться: унизить ребенка или предотвратить такие события в будущем? Оскорбления.  Во время ругани, поражённые совершённым деянием родители склонны оскорблять ребенка и акцентировать внимание на его «приобретенном» статусе. Часто дети слышат: «Ты уголовник!», «Вор»,

«Тебе одна дорога в тюрьму». Такое унижение ребенка безосновательно. Конечно, воровство –это не тот поступок, за который гладят по головке, но и не так масштабно и исключительно это деяние, чтобы унижать своего ребенка. Сравнение. Важно понимать, что в сравнении, как минимум, нет никакого смысла. Все совершали проступки, особенно в подростковом возрасте. Сравнивать ребенка с собой, сверстниками и детьми подруг не следует, обзавестись еще и чувством обиды на родителя. Воровство в таком случае продолжится, но уже, как описано выше, ради мести. Также, постоянно сравнивая своего ребенка с другими, можно понизить его самооценку. Дети с заниженной самооценкой не верят, что они способны измениться, а это значит, что ситуация с воровством останется по-прежнему нерешенной. Публичное порицание. Ругать ребенка на свидетелях, особенно за стыдный проступок категорически нельзя, так как тем самым вы унижаете его личность и понижаете его самооценку. Постоянные напоминания. Чтобы не вырастить ребенка «преступником», не нужно ему постоянно напоминать о проступке. Регулярные разговоры о содеянном снизят уровень доверия между ребенком и родителем, а также будут понижать его самооценку.

Что делать, если ребенок ворует и как исправить ситуацию? Причины и ошибки понятны, но как полностью искоренить желание воровать у ребенка?

Объяснение. Объяснять нужно еще в дошкольном возрасте. Нужно дать ребенку информацию о чувствах человека, который потерпел потерю, вследствие кражи его ценной вещи. Также, необходимо рассказать ребенку о различных способах добыть желаемую вещь: поменяться игрушкой с другом, попросить купить родителей или написать письмо Деду Морозу.

Поддержка. Важно донести до ребенка, что это просто жизненное испытание и с трудностями сталкивается абсолютно каждый человек. Можно рассказать ему о своем плохом поступке в детстве, поделиться с ним своей историей преодоления себя.

Поиск происхождения проблемы.

Причин детского воровства много, однако, всех их объединяет дефицит. Ребенок может воровать из-за того, что ему не хватает внимания, поддержки. Также, дети воруют из-за низкой самооценки и желания влиться в компанию сверстников. Родительская задача: узнать происхождение проблемы и искоренить её.

 

 

Коррекция.

Под этим пунктом подразумевается усиленная работа над ошибками. Ребенок не в состоянии объективно оценивать свое поведение, поэтому объяснить и показать, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации –это задача родителей. Если ребенок совершил кражу, то необходимо показать ему, как можно повлиять на ситуацию, чтобы изменить её к лучшему. Например, рассмотреть варианты возврата украденной вещи, хотя бы тайно, или сделать что-то хорошее, чтобы не чувствовать себя плохим человеком.

 

Заключение. Детская кража совсем не приговор и не гарантия криминального будущего. Если ребенок ворует, то следует лишь прислушаться к нему, понять, чего ему не хватает и вовремя исправить ситуацию. Общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо

помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_krazha.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                Консультация для родителей

               «Если ребенок ворует —норма, игра или отклонение?»

  Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности, а также не могут представить, как владелец вещи посмотрит на его действия. В обязанность родителей входит научить ребенка уважительному отношению к чужой собственности. Вот один из наиболее эффективных приемов, позволяющих малышу это усвоить. Если он возьмет что-либо, принадлежащее другому ребенку, отдайте кому-нибудь одну из его любимых игрушек, к примеру, на один день. Когда же ваш малыш огорчится и выразит свое неудовольствие, скажите ему что-нибудь типа: «Теперь ты видишь, что он почувствовал, когда ты взял его курточку?» Если ребенок присваивает вашу собственность, преподайте ему аналогичный урок, спрятав от него на один день какую-нибудь особенно любимую им вещь. Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?» паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель/родитель…»); желание наказать («наказать так, чтоб неповадно было»). Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка. Термины «кража», «воровство» вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии едины. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии. Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» -«чужая». Ребенок постарше (четыре -шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем, когда речь идет о какой-нибудь мелочи -пластмассовая игрушка, например.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.

Ребенок ворует: угроза будущему или норма развития?

Многие родители и педагоги, узнав, что ребенок совершил воровство, сразу же вешают на этот поступок ярлык криминальной деятельности. Но является ли детское воровство тревожным звоночком? Чтобы чётко ответить на этот вопрос, нужно всего лишь вспомнить –воровали ли вы в детстве? Почти каждый ребенок, независимо от возраста, совершал кражу следующих вещей:  

1. Чужие игрушки 2. Деньги родителей 3. Сладости

Большой процент людей совершали кражи вышеописанных вещей, однако преступниками так и не стали. Чаще всего, такие вещи дети воруют без злого умысла. В совсем еще раннем дошкольном возрасте малыши не понимают разницы между «своё» и «чужое», поэтому воруют, не осознавая этого. Период неосознанного воровства может продолжаться включительно до 6 лет. Конечно, эта граница зависит от добросовестности родителей, так как чем раньше и доходчивей ребенку объяснят понятие чужой собственности, тем быстрее и лучше он усвоит это правило по жизни.

 

Почему ребенок ворует?

Причин детского воровства довольно много, так как, прежде всего, эта проблема психологическая, то есть на её формирование влияет множество причин извне.

1. Украденный подарок.

Одной из причин детского воровства может стать весьма безобидное желание —сделать подарок. Дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, сильно выражают любовь к своей семье, даже несмотря на неблагополучную ситуацию в некоторых из них. Малыши часто дарят различные украденные предметы взрослым, но в силу возраста не могут осознать, что подарки должны добываться другим путем.

Если ребенок принес украденное у воспитателя колечко, то не следует мгновенно вешать на малыша ярлык преступника и представлять в ярких красках его криминальное будущее. Достаточно лишь объяснить воришке, что чужая вещь –не подарок.

2. Сильное желание.

Часто случается, что после посещения детского магазина, у ребенка обнаруживается краденая игрушка. Этот пример отнюдь не единственный, так как детское «хочу» сильнее всего на свете. Да, дети могут воровать и просто потому, что очень сильно хотят завладеть той или иной вещью. Они в таких случаях понимают, что совершают нечто противозаконное и за такой поступок не похвалят, но не могут себя сдержать. Но что же в этом сложного? Может быть, стоит тогда развивать в своих детях силу воли? На самом деле, воровство именно по этой причине не подлежит коррекции. У людей практически до 21 года остается не сформированной система самоконтроля, то есть они физиологически не могут регулировать силу своих желаний.

3. Символ авторитета.

Данная причина воровства часто встречается среди подростков 14-19 лет. Дело в том, что дети с заниженной самооценкой, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, считают, что какой-либо брендовый предмет повысит их социальный статус в компании сверстников. Брендовая одежда, техника и прочие атрибуты многим подросткам недоступны, поэтому они находят единственное решение своих психологических и материальных проблем –кража. В этом случае, можно только скорректировать самооценку подростка, прибегнув к помощи профессионального психолога. В основном, желание самоутверждения за счет модных атрибутов проходит с возрастом.

4. Воровство «за компанию».

Кража группой детей чаще всего совершается в отношении безделушек и сладостей. Конечно, такие пакости в основном совершают мальчики, которые стараются доказать друг другу свою смелость и дерзость. Страх наказания у ребенка в этом случае снижен, так как ругать будут не одного, а всех участников содеянного. А если он попал в компанию более старших ребят, которые являются для него авторитетом, или же родители не занимались просвещением ребенка на тему воровства, то у смельчака формируется мнение: если все так делают, значит это нормально.

 

5. Месть.

 Дети могут воровать, чтобы вызвать неприятное чувство потери у того, с кем они в конфликтных отношениях. Чаще всего предметом кражи становится очень ценная для «врага» вещь.

6. Стрессовая ситуация.

Стресс считается распространенной причиной детских краж. Ребенок совершает такой поступок, бессознательно пытаясь привлечь внимание взрослых. Также, во время стресса дети не способны контролировать свои эмоции и желания так, как и без того не сформированная система самоконтроля, не может эффективно работать.

Как не нужно реагировать на воровство ребенка?

Прежде, чем рассмотреть грамотную реакцию, нужно обратить внимание на то, что для ребенка вещи разной ценовой категории –равнозначны. То есть, если родители могут не особо сокрушаться над украденной игрушкой, то обнаруженный в кармане чужой гаджет будет приравнен к преступлению. Дети же не обращают особого внимания на стоимость украденной вещи.  Итак, примеров «правильных» реакций на воровство ребенка великое множество, но какие существуют ошибки?    Ругань. Безусловно, такой поступок ребенка может шокировать родителей, и они под влиянием эмоций начинают бранить его, не пытаясь выяснить происхождение проблемы. Взрослые расписывают ребенку криминальное будущее и позиционируют его поведение как конец хорошей репутации. В этой ситуации важно помнить: дети должны быть уверены, что родители будут на их стороне, даже если они совершили дурной поступок. В момент ярости нужно остановится и подумать: есть ли смысл выражения недовольства? Чего необходимо добиться: унизить ребенка или предотвратить такие события в будущем? Оскорбления.  Во время ругани, поражённые совершённым деянием родители склонны оскорблять ребенка и акцентировать внимание на его «приобретенном» статусе. Часто дети слышат: «Ты уголовник!», «Вор»,

«Тебе одна дорога в тюрьму». Такое унижение ребенка безосновательно. Конечно, воровство –это не тот поступок, за который гладят по головке, но и не так масштабно и исключительно это деяние, чтобы унижать своего ребенка. Сравнение. Важно понимать, что в сравнении, как минимум, нет никакого смысла. Все совершали проступки, особенно в подростковом возрасте. Сравнивать ребенка с собой, сверстниками и детьми подруг не следует, обзавестись еще и чувством обиды на родителя. Воровство в таком случае продолжится, но уже, как описано выше, ради мести. Также, постоянно сравнивая своего ребенка с другими, можно понизить его самооценку. Дети с заниженной самооценкой не верят, что они способны измениться, а это значит, что ситуация с воровством останется по-прежнему нерешенной. Публичное порицание. Ругать ребенка на свидетелях, особенно за стыдный проступок категорически нельзя, так как тем самым вы унижаете его личность и понижаете его самооценку. Постоянные напоминания. Чтобы не вырастить ребенка «преступником», не нужно ему постоянно напоминать о проступке. Регулярные разговоры о содеянном снизят уровень доверия между ребенком и родителем, а также будут понижать его самооценку.

Что делать, если ребенок ворует и как исправить ситуацию? Причины и ошибки понятны, но как полностью искоренить желание воровать у ребенка?

Объяснение. Объяснять нужно еще в дошкольном возрасте. Нужно дать ребенку информацию о чувствах человека, который потерпел потерю, вследствие кражи его ценной вещи. Также, необходимо рассказать ребенку о различных способах добыть желаемую вещь: поменяться игрушкой с другом, попросить купить родителей или написать письмо Деду Морозу.

Поддержка. Важно донести до ребенка, что это просто жизненное испытание и с трудностями сталкивается абсолютно каждый человек. Можно рассказать ему о своем плохом поступке в детстве, поделиться с ним своей историей преодоления себя.

Поиск происхождения проблемы.

Причин детского воровства много, однако, всех их объединяет дефицит. Ребенок может воровать из-за того, что ему не хватает внимания, поддержки. Также, дети воруют из-за низкой самооценки и желания влиться в компанию сверстников. Родительская задача: узнать происхождение проблемы и искоренить её.

Коррекция.

Под этим пунктом подразумевается усиленная работа над ошибками. Ребенок не в состоянии объективно оценивать свое поведение, поэтому объяснить и показать, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации –это задача родителей. Если ребенок совершил кражу, то необходимо показать ему, как можно повлиять на ситуацию, чтобы изменить её к лучшему. Например, рассмотреть варианты возврата украденной вещи, хотя бы тайно, или сделать что-то хорошее, чтобы не чувствовать себя плохим человеком.

Заключение. Детская кража совсем не приговор и не гарантия криминального будущего. Если ребенок ворует, то следует лишь прислушаться к нему, понять, чего ему не хватает и вовремя исправить ситуацию. Общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо

помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Если ребенок ворует

Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои...

Консультация для родителей «Если ребенок играет в агрессивные игры»

Воспитатель, Хорлунова Н. В.Консультация для родителей «Если ребенок играет в агрессивные игры»У современных детей наблюдается рост числа игр, содержащих насилие. Естественно, это не может...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...

Информация для родителей. Консультации для родителей.Если ребенок кусается.

Информация для родителей. Консультации для родителей.Если ребенок кусается....

Консультация для родителей « Если ребенок-дошкольник ворует»

В консультации рассмотрены основные мотивы, которые толкают дошкольников на «воровство» и даны рекомендации родителям по предотвращению детского воровства....