Консультация для родителей
учебно-методический материал (старшая группа)

Митенькина Елена Николаевна

"Нетрадиционные техники рисования "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

« Ум ребенка на кончиках пальцев».

В.И. Сухомлинский

Дошкольное детство - очень важный, яркий и плодотворный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок, как первооткрыватель познает  незнакомый и удивительный  окружающий мир. Это самое благоприятное время для открытий и  творчества. Наши  дети от природы  очень любопытны и очень талантливы. Каждый ребенок неповторим, каждый по-своему талантлив и ярок. Свой внутренний мир и отношение к окружающей действительности ребенок отражает в рисунке, игре, лепке, в разных видах творчества. Именно в дошкольном младшем возрасте начинают закладываться предпосылки к развитию таланта в художественно-эстетическом развитии. Рисование является источником хорошего настроения ребенка, раскрытию его внутреннего мира. Рисунок отражает не только то, что видит ребенок, но и проявляет собственную фантазию, развивает мышление, творческие способности. Прекрасным инструментом в развитии мелкой моторики рук, фантазии, образного мышления, креативно мыслящей личности, является творческая деятельность. Мы, педагоги, взрослые, должны поддерживать и развивать интерес к художественному творчеству, создать необходимые условия для развития творческого потенциала ребенка.  

Нетрадиционные техники рисования - это благоприятный вид творчества, способный раскрыть творческие способности ребенка с помощью подручных средств, позволяющих сделать работы неповторимыми, красочными, образными.

Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным  мышлением и  способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Работая с детьми дошкольного возраста, многие  педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку  нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности с помощью  нетрадиционных техник рисования, которые  позволяют, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дающие ребенку свободу и вселяющие уверенность в своих силах.

Монотипия — это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.

Рисование губкой и ватными палочками

Поролоновая губка опускается в краску, потом ею наносят отпечатки, создающие фактурность предметов: кроны деревьев, животные, облака. Ватными палочками хорошо получаются мелкие круглые предметы: одуванчики, ромашки, снежинки.

          Граттаж

Граттаж еще один способ нанесения рисунка на поверхность, методом царапанья бумаги или картона, предварительно залитых тушью, пером или острым инструментом. Второе название техники это воскография.

       Техника набрызг

Еще одна интересная нетрадиционная техника рисования, правда, требующая много дополнительных материалов. Чтобы капли краски не испачкали все вокруг, застелите окружающие поверхности клеенкой.

Ниткография

Для работы нарезать нить на небольшие отрезки. Уложить нить в чашу для окрашивания. Кончики ниток обязательно вывести наружу, чтобы они оставались чистыми. Выбрать понравившийся цвет. Можно создать свой оттенок методом смешивания красок. Кистью нанести на нитку краску, стараясь пропитать ее как можно лучше. Далее лист сложить помолам. За сухие кончики вытащить нитку из емкости с краской и, как подскажет фантазия, разложить на одной стороне листа бумаги. Можно сразу на двух, но для этого требуется хороший навык,  ведь при перегибе листа нить может съехать и испортить рисунок. Раскладывать можно кругами, петлями, зигзагами – как сработает воображение. Работы получаются яркие , образные, необычные

Рисование зубной щеткой

Техника рисования зубной щеткой позволяет проявлению фантазии, созданию интересных образов и сюжетов. Набираем нужный цвет краски, проводим линии ворсом щетки. В такой технике хорошо создавать образы животных(передавая их мех), море…и т.д.

Рисовать любят все дети. Они  радуются, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Часто отсутствие знаний и навыков быстро отбивает желание у ребенка рисовать, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

                                              Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Сердцу милый край

 

Цель: воспитывать интерес к историческому прошлому Лямбирского района и гордость за свой народ;

 Задачи:

 1. Образовательные:

 - познакомить с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа;

 - познакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента (цветочно-растительный, геометрический, зооморфный) и его особенностями;

 - закрепить знания детей о Лямбирском районе, его  исторических памятниках и достопримечательностях.

 2. Развивающие:

 - совершенствовать технические умения и навыки рисования красками и карандашами;

 - развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;

 - развивать чувство цвета, формы и композиции;

 - развивать связную речь, память, внимание мышления.

 3. Воспитательные:

  - формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края («Сабантуй», «Науруз») и приобщение к татарскому народному орнаменту;

 - воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа.

 

Предварительная работа:

 Беседы об истории родного края. Чтение литературных произведений Д. Р. Шарафутдинова «Традиционная культура татарского народа», Ф. Валеева «Татарский народный орнамент». Рассматривание наборов открыток, иллюстраций книг с изображением достопримечательностей Лямбирского района. Прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Оборудование: иллюстрации, рисунки, наборы открыток о Лямбирском районе и его жителях, альбомы, куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, магнитофон, диски с татарской национальной музыкой, мультимедийное сопровождение.

 Изобразительный материал: акварель, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, белая бумага альбомного формата, шаблоны фартуков, тюбетеек.

                                      Ход  непосредственно-образовательной  деятельности

Организационный момент.

          В далекие времена (1642г) темниковскими татарами, прибывшими для строительства Саранской крепости, было образовано татарское село – Лямбирь. Этот гостеприимный, солнечный уголок расположился на речке Лямбирка, откуда и взял свое название - Лямбирь. Здесь в одной дружной семье проживают люди разных народов: татары, русские, мордва. Щедра и гостеприимна лямбирская земля! Особенно тепло принимают здесь гостей в праздники.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним о любимых праздниках татарского народа. Какие вы праздники знаете?

Дети: Науруз, Сабантуй.

 Воспитатель: Праздник Сабантуй известен в нашей стране и за ее пределами.  И хотя Сабантуй – мусульманский праздник, но за свою многовековую историю он приобрел столько поклонников, что поистине может называться народным. Сабантуй – сельский праздник и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ.

Сабантуй («сабан туе»)  в переводе означает «праздник плуга». Он не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Отмечается он, когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытым небом. Место, где проводился праздник, украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много народу.

(Показ картин с фрагментами праздника)

                   

Воспитатель:  А сейчас послушайте стихотворение А. Кулибиной, посвященное этому празднику, которое так и называется «Сабантуй».

 После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

 Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри, На поляне силачи!

 Смех, улыбки, шутки, пляс –

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

 Это праздник сабантуй!

 

Физминутка. Татарская национальная игра «Минлебай».

 Воспитатель: – Подготовка к Сабантую начинали задолго до праздника – еще с осени. Долгими осенними и зимними вечерами молодые девушки и женщины шили себе и своим близким красивые платья, обязательно приталенные, с широкими юбками с оборками, белые фартуки, платки, вышивали на них цветными нитками различные растительные орнаменты. Какие это элементы, давайте назовем их?

Дети: ( цветы, листочки, завитки.)

(Воспитатель показывает национальный татарский костюм)

 

Воспитатель:  Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях куклы Алсу и Ринат. Они одеты в национальные костюмы. Какие это костюмы?  (татарские национальныке костюмы)

- А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?

Дети: (по узорам, пошиву)

Воспитатель:- женский комплект состоит из платья - кульмек, камзола, калфака. Материал использовали - бархат, шелк различных цветов и оттенков.

Воспитатель: костюм украшает орнамент, какой?

Дети: ( цветочно-растительный).

Воспитатель: «Вершина» костюма- головной убор  - калфак у девушек, тюбитейка - у татарского юноши. Орнамент выражает душу татарского народа, своенравие, национальное мышление.

(Воспитатель рассказывает о тюбетейке - татарском головном уборе)

 

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите татарский костюм, обратите внимание на цветовую гамму, которая преобладает в татарском орнаменте. Какие это цвета?

Дети: (зеленый, желтый, синий….)

Воспитатель: Любимыми цветами являются зеленый, желтый, красный, синий, белый.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла еще одна девочка. Она тоже в национальном костюме, но у нее нет калфака и фартука. Вот сегодня давайте все вместе приготовим для нашей девочки подарок, украсим фартук и калфак татарским национальным орнаментом. И она тоже сможет пойти на праздник нарядной.

(Воспитатель показывает национальный татарский орнамент)

 

         

          Чтобы работы получились аккуратными и красивыми мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка:          

пальчиковая гимнастика   «ЗАМОК»

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?

(Руки складываются в замок, пальцы переплетаются. “Замок” ритмично раскачивается в такт чтению стишка.)

Постучали.

(Не расцепляя пальцев, ритмично постукиваем друг о друга основаниями ладоней.)

Покрутили.

(Не расцепляя пальцев, крутим руками от “себя к себе“.)

Потянули.

(Тянем руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская их полностью.)

И открыли!

(Резко разводим руки в стороны. Обычно это любимое движение у малышей – им нравится показывать, как широко они открыли замок.)

Молодцы, теперь наши пальчики готовы к работе!

 Воспитатель: А сейчас вы выберете по своему желанию то, чем хотите украсить: фартук или калфак. Перед вами на столах лежат шаблоны орнаментов. Сейчас каждый выберет себе шаблон, можно один, два, и разместит его на изделии. Затем простым карандашом переведет его себе. Для раскрашивания вы можете использовать карандаши, фломастеры, краски, гуашь, ватные палочки или кисточки. (Детям напоминается, что они должны закрашивать аккуратно, не выходя за контуры и не оставляя просветов) .

(Дети украшают орнаментами свои калфаки и фартуки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой.)

Итог работы

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. (рассматриваются работы ребят).

Посмотрите, какие красивые, яркие фартуки и калфаки у нас получились. Думаю, что наша девочка осталась довольна. Теперь она может часто менять наряды и быть всегда красивой.

     

А сейчас я хочу угостить вас татарским национальным блюдом – чак-чаком.

Дорогие, ребята!  Любите и берегите свою малую Родину. Постарайтесь своими делами приумножить богатства Лямбирской земли, сохранить культуру и традиции ее народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...