Консультация "Учите детей трудиться"
консультация (подготовительная группа)

Волошина Татьяна Николаевна

Консультация "Учите детей трудиться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchite_detey_truditsya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Учите детей трудиться»

 

Понятие «трудовое воспитание» – одно из значимыx для педагогики – имеет многовековую историю. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйству облегчалось тем, что сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.) и орудия, с которыми он осуществлялся характеризовались достаточным примитивизмом. В процессе труда взрослые направляли поведение детей, приучали их соблюдать сложившиеся в общие правила, требования, запреты. Следовательно, первоначальное воспитание детей можно считать в основном трудовым, а труд детей – общественно полезным.

Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей.

Трудовое воспитание детей оставалось важной, составной частью воспитательного процесса. Нравственная гарантия благополучия – добросовестный труд с малых лет. Об этом – многочисленные пословицы, сказки, былины, идея которых отражена в мудром изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько созданные трудовыми усилиями, реальные продукты, сколько (и это главное!) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании значимым становится еще один аспект – содействие развитию личности. С успехами трудового воспитания связываются надежды на счастливую достойную жизнь человека. 

Уже на ступени дошкольного возраста ребенок испытывает ощущение счастья, если участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание окружающих людей.

В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение действовать целесообразно, развивать способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения и др.)

Обязательный компонент трудовой деятельности дошкольника (как и у взрослого) – результат, имеющий продуктивную ценность. Нам могут возразить: «Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих». Это так, однако, они важны для самого ребенка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.

Пока ребенок мал, взрослые действуют совместно с ним стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, кат малыш овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно разделенную со взрослым. Малышу необходимы внимание взрослого эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, а иногда и подсказка дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации.

Задача взрослого – соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда его малыш справится с заданием. Сделать это за ребенка легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело его самого.

Бесконечные опасения взрослых, их излишня осторожность, недостаток терпения, вечный дефицит времен приводят к тому, что ребенок активный, самостоятельный («Я сам!»), но постоянно сдерживаемый («Ты не умеешь, дай я сделаю; Не лезь; Не трогай»), становится нерешительным. Только корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса») своевременная и незаметная, закрепляют в структуре личности и ребенка первый элемент подлинной самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, завершающихся практическим результатом ( помыл руки, сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки). А это уже предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке и результатов своей деятельности и себя как деятеля.

Интерес ребенка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждает семья, дошкольное учреждение. Трудовая деятельность дошкольника, его интерес к труду укрепляет только взрослый, умеющий создать в своем подопечном, эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчеркивающий полезность осуществленной работы.

Нетерпение, раздражительность, перебранки, споры в присутствии детей, отрицательные отзывы о своей работе, полностью исключаются. Дети принимают все всерьез и делают вывод о том, сколь тягостен труд. Труд детей дошкольного возраста (а не игра в труд) может и должен быть только средством воспитания.

Недопустимо наказывать трудом: «за то, что намусорил, теперь сам всё будешь убирать». 

Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.

Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка - нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей трудиться!"

Понятие «трудовое воспитание» – одно из значимыx для педагогики – имеет многовековую историю. Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей. Трудовое воспитание...

"Приучайте детей трудиться!"

Консультация для родителей...

Приучайте детей трудиться.

В данном материале даны рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Учите детей трудиться»

Задачами трудового обучения и воспитания в дошкольном возрасте являются: формирование положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь; воспитание уважения и интерес...

Научим детей трудиться

quot;Научим детей трудиться" - консультация для родителей....