Консультация "Учите детей трудиться"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация
«Учите детей трудиться»
Понятие «трудовое воспитание» – одно из значимыx для педагогики – имеет многовековую историю. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйству облегчалось тем, что сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.) и орудия, с которыми он осуществлялся характеризовались достаточным примитивизмом. В процессе труда взрослые направляли поведение детей, приучали их соблюдать сложившиеся в общие правила, требования, запреты. Следовательно, первоначальное воспитание детей можно считать в основном трудовым, а труд детей – общественно полезным.
Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей.
Трудовое воспитание детей оставалось важной, составной частью воспитательного процесса. Нравственная гарантия благополучия – добросовестный труд с малых лет. Об этом – многочисленные пословицы, сказки, былины, идея которых отражена в мудром изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько созданные трудовыми усилиями, реальные продукты, сколько (и это главное!) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании значимым становится еще один аспект – содействие развитию личности. С успехами трудового воспитания связываются надежды на счастливую достойную жизнь человека.
Уже на ступени дошкольного возраста ребенок испытывает ощущение счастья, если участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание окружающих людей.
В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение действовать целесообразно, развивать способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения и др.)
Обязательный компонент трудовой деятельности дошкольника (как и у взрослого) – результат, имеющий продуктивную ценность. Нам могут возразить: «Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих». Это так, однако, они важны для самого ребенка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.
Пока ребенок мал, взрослые действуют совместно с ним стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, кат малыш овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно разделенную со взрослым. Малышу необходимы внимание взрослого эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, а иногда и подсказка дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации.
Задача взрослого – соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда его малыш справится с заданием. Сделать это за ребенка легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело его самого.
Бесконечные опасения взрослых, их излишня осторожность, недостаток терпения, вечный дефицит времен приводят к тому, что ребенок активный, самостоятельный («Я сам!»), но постоянно сдерживаемый («Ты не умеешь, дай я сделаю; Не лезь; Не трогай»), становится нерешительным. Только корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса») своевременная и незаметная, закрепляют в структуре личности и ребенка первый элемент подлинной самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, завершающихся практическим результатом ( помыл руки, сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки). А это уже предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке и результатов своей деятельности и себя как деятеля.
Интерес ребенка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждает семья, дошкольное учреждение. Трудовая деятельность дошкольника, его интерес к труду укрепляет только взрослый, умеющий создать в своем подопечном, эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчеркивающий полезность осуществленной работы.
Нетерпение, раздражительность, перебранки, споры в присутствии детей, отрицательные отзывы о своей работе, полностью исключаются. Дети принимают все всерьез и делают вывод о том, сколь тягостен труд. Труд детей дошкольного возраста (а не игра в труд) может и должен быть только средством воспитания.
Недопустимо наказывать трудом: «за то, что намусорил, теперь сам всё будешь убирать».
Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.
Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка - нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Учите детей трудиться!"
Понятие «трудовое воспитание» – одно из значимыx для педагогики – имеет многовековую историю. Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей. Трудовое воспитание...
"Приучайте детей трудиться!"
Консультация для родителей...
Приучайте детей трудиться.
В данном материале даны рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Учите детей трудиться"
Консультация...
Консультация "Учите детей трудиться"
Консультация...
Консультация для родителей «Учите детей трудиться»
Задачами трудового обучения и воспитания в дошкольном возрасте являются: формирование положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь; воспитание уважения и интерес...
Научим детей трудиться
quot;Научим детей трудиться" - консультация для родителей....